Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МИШЕНИ»
(Targets)

США, 1968, 90 мин., «Saticoy Productions/Paramount»
Режиссер, продюсер, монтажер и сценарист Питер Богданович, композиторы Чарльз Грин и Брайан Стоун, сценаристы Самюэль Фуллер и Орсон Уэллс
В ролях Борис Карлофф, Джеймс Браун, Тим О’Келли, Мэри Джексон, Питер Богданович, Артур Петерсон

В Голливуде старый знаменитый актер фильмов ужасов Байрон Орлок объявляет, что собирается уйти на покой. Он чувствует себя уставшим и вышедшим из моды. Это решение глубоко шокирует его продюсера, так как молодой режиссер Сэмми Майклс написал сценарий специально для Орлока и приготовил для него роль более гуманную и тонкую, чем те, которые он играл раньше. После некоторых колебаний-это будет его прощанием с публикой-Орлок соглашается презентовать свой последний фильм «Ужас» (1963) на площадке, где смотрят кино, не вылезая из машин (drivi-in-кинотеатры). В это время, на другом конце города молодой человек из порядочной семьи жестоким образом в упор расстреливает свою жену, мать и разносчика товаров. Потом с запасом провизии располагается на крыше здания рядом с автомагистралью и убивает водителей проезжающих мимо автомобилей. Наконец, он отправляется в кинотеатр, где смотрят фильм «Ужас», прячется за экраном и стреляет в зрителей, которые тихо погибают за рулем своих машин. Проходит некоторое время, пока эти убийства замечают. Тогда Байрон Орлок появляется на экране и произносит трогательную речь, после чего пробирается к стрелку, который выходит из своего укрытия, и передает его в руки полиции…
Это первый фильм Питера Богдановича и последняя существенная роль Бориса Карлоффа. В картине использованы два не связанных друг с другом рассказа. Богданович воспользовался предложением Роджера Кормана, который в самом деле еще несколько дней имел контракт с Борисом Карлоффым и пригласил в качестве постановщика талантливого дебютанта, чтобы тот использовал знаменитого идола. Карлофф работал с Богдановичем только 5 дней из 25 и полностью отснял свои сцены. Первый фильм Богдановича получился полубиографичным. В нем Борис Карлофф как бы встретился с самим собой. Потом режиссер добавил второй рассказ, реалистичный и ужасный, основанный на подлинных фактах. Второй рассказ тянется параллельным курсом с первым, и они не пересекаются между собой до самого конца. Фильм показывает насилие в разлагающемся обществе. Связь между двумя сюжетами позволяет каждому зрителю самому сделать свой вывод. Богданович противопоставил ужасы прошлого, ужас искусства (первая история) и ужас настоящего, ужас реальности (вторая история). Договор между Роджером Корманом и Питером Богдановичем о самостоятельной постановке представлял собой следующее: режиссер мог самовыражаться в пределах 130 тысяч долларов с условием использования в одной из центральных ролей Бориса Карлоффа и включения 18 минут фрагментов из фильма «Ужас», отобранных самим актером. Такие необычные условия не смутили Богдановича, которому удалось элегантно и эффективно включить цитаты в готовый сценарий. В результате, в фильме рассказываются параллельно две истории. Первая-тридцать часов из жизни актера, ветерана фильмов ужасов Байрона Орлока. Встречаясь со зрителями, он вдруг понимает, что с возрастом стал просто смешон аудитории и вышел в тираж. Актер решает уйти на покой. Вторая сюжетная линия связана с психическим расстройством некоего молодого человека, прошедшего через Вьетнам и влюбленного в оружие. После немотивированного убийства своей семьи, он открывает огонь по машинам на автостраде. Две эти, поначалу не связанные между собой истории постепенно вливаются в общее русло. Психопат забирается в кинотеатр «drive-in», где демонстрируется фильм с участием Орлока. Прячась за экраном, убийца начинает беспорядочную стрельбу по зрителям. Хаос и панику в зале прерывает появление Орлока в финальной сцене фильма. Жутковатый монолог, произносимый с экрана, обезоруживает маньяка. Таким образом, абстрактная гуманистическая концепция зла сталкивается с реальным патологическим насилием. При монтаже, опасаясь «эффекта подражания», Питер Богданович смягчил драматическое напряжение и сократил сцены насилия. В окончательной редакции картины, сделанной после убийства Роберта Кеннеди, появился пролог со словами о необходимости контроля за продажей оружия. Последнее прижизненное появление Бориса Карлоффа на экране и его своеобразная исповедь, подводящая итог творчеству. Режиссер также изящно использовал фрагменты из фильма Ховарда Хоукса «Закон преступного мира» (1931), в котором Борис Карлофф дебютировал в кино.