Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЗДЕСЬ КУРЯТ»
(Thank You for Smoking)

США, 2005, 90 мин., «Room 9 Entertainment/TYFS Productions LLC/ContentFilm»
Режиссер и сценарист Джейсон Райтман по Кристоферу Бакли
В ролях Аарон Экхарт, Кэмерон Брайт, Мария Белло, Джоан Ланден, Тодд Луизо, Алекс Диас, Джордан Гарретт

Ник Нейлор-красивый, красноречивый представитель табачной компании, который пытается влиять на действия людей в повседневной жизни, и вице-президент табачного лобби под названием «Академия исследований табака». Академия изучает, вызывает ли курение заболевания легких. Академия утверждает, что их исследование, финансируемое, главным образом, табачными компаниями, не нашло убедительных доказательств этого. Работа Ника состоит в том, чтобы защищать крупные табачные компании на телевизионных программах, знакомя с этим исследованием общественность. Нейлор и его друзья, лоббист огнестрельного оружия Бобби Джей Блисс и лоббист алкоголя Полли Бейли, встречаются каждую неделю и в шутку называют себя «Торговцы смертью». По мере роста антитабачных кампаний и сокращения числа молодых курильщиков, Нейлор предлагает идею, что продакт-плейсмент сигарет поможет снова увеличить продажи. Босс Нейлора по имени БР отправляет Нейлора в Лос-Анджелес, чтобы договориться о продакт-плейсменте сигарет в будущих фильмах. Нейлор берет с собой своего маленького сына Джои в надежде сблизиться с ним. На следующий день Нейлор отправляется на встречу со страдающим раком Лорни Лучем, который когда-то играл ковбоя Мальборо в рекламе сигарет и теперь проводит кампанию против сигарет. Сын Нейлора видит, как отец с успехом предлагает Лучу чемодан денег за его молчание. На обратном пути Ник и Джои обсуждают красоту спора. Сенатор Финистерр, один из самых ярых критиков Нейлора, является инициатором законопроекта о добавлении символа черепа и скрещенных костей на пачках сигарет. Во время телевизионных дебатов с Финистерром Нейлор получает смертельную угрозу от одного из позвонившего. Несмотря на угрозу, Нейлор все еще планирует выступить перед комитетом Сената США, чтобы бороться с законопроектом Финистерра. Затем Нейлора похищает неизвестные и обклеивают его никотиновыми пластырями. Проснувшись в больнице, Нейлор узнает, что выжил благодаря тому, что выкуривал большое количество сигарет, что сделало его несколько невосприимчивым к никотину. Но сейчас Нейлор очень чувствителен к табаку и не может курить. Тем временем Нейлора соблазняет молодой репортер Хизер Холлоуэй. Во время их пылкого романа потерявший голову от любви Нейлор рассказывает Холлоуэй все о своей жизни и карьере-информацию, которую она с радостью публикует в разоблачении, которое появляется сразу после похищения. Ее статья яростно критикует Нейлора и его работу, разоблачая взятку Лучу, схему продакт-плейсмента и команду «Торговцев смертью». Статья также обвиняет Нейлора в обучении своего сына Джои следовать его аморальному примеру. Вся общественная симпатия из-за похищения Нейлора испаряется, и Нейлора увольняют. Нейлор впадает в депрессию, но Джои помогает ему вспомнить о честности в его работе по отстаиванию интересов корпораций, которые по всеобщему мнению не заслуживают защиты. Воодушевленный, Нейлор рассказывает прессе о своей связи с Холлоуэй и обещает очистить имена всех, упомянутых в ее статье. Он также заявляет, что все еще предстанет перед сенатским комитетом. На слушании Нейлор признает опасность курения, но утверждает, что общественная осведомленность уже достаточно высока без дополнительных предупреждений. Он делает упор на выборе и ответственности потребителя и, к разочарованию сенатора Финистерра, утверждает, что если табачные компании виновны в смертельных случаях, связанных с табаком, то, возможно, штат Финистерра Вермонт, как крупный производитель сыра, также виновен в смертельных случаях, связанных с холестерином. БР поздравляет Нейлора с речью и предлагает ему старую должность, но Нейлор передумал. Видя, как крупные табачные компании улаживает претензии об ответственности, Нейлор отмечает, что он ушел как раз вовремя. Он также упоминает, что Хизер была унижена, так как газета уволила ее за статью, и сейчас ведет прогноз погоды на местной новостной станции. Нейлор поддерживает проявившийся интерес сына к дебатам и открывает частную лоббистскую фирму. «Торговцы смертью» продолжают встречаться вместе с новыми членами, которые представляют фаст-фуд, нефть и биоотходы. Теперь Нейлор руководит агентством Naylor Strategic Relations и консультирует, например, представителей индустрии мобильных телефонов, которые обеспокоены заявлениями о том, что мобильные телефоны вызывают рак мозга. Нейлор говорит: «Майкл Джордан играет в баскетбол. Чарльз Мэнсон убивает людей. Я говорю. У каждого есть талант»…
Премьера на 30-м Международном кинофестивале в Торонто. Слоган фильма-«Курите на здоровье». Фильм получил в основном положительные отзывы. Номинациями и наградами были отмечены адаптированный сценарий и режиссерский дебют Джейсона Райтмана, актерская игра Аарона Экхарта и Кэмерона Брайта. Сатирический роман «Здесь курят» написал бывший спичрайтер Джорджа Буша-старшего, редактор в Forbes и Esquire Кристофер Бакли в 1994 году. Права на экранизацию книги были выкуплены киностудией Icon Productions, принадлежащей Мелу Гибсону, который предполагал сам сыграть главную роль в фильме. Первоначально у киностудии не было возможности начать съемки, поскольку почти в течение десяти лет не было подходящего сценария. Джейсон Райтман заинтересовался адаптацией книги после ее прочтения и предложил Icon Productions пробный вариант сценария, в котором попытался сохранить сатирический колорит книги. Сценарий был воспринят благосклонно, в том числе он понравился и Гибсону, о чем он сам сообщил Райтману. В течение трех лет у проекта было недостаточно финансирования, большие киностудии не проявляли к нему достаточного интереса. По утверждению Райтмана, большинство из студий хотели, чтобы он переписал сценарий, включив в него антитабачную и воодушевляющую концовку, в которой бы главный герой сожалел о своем прошлом. Только после встречи с Дэвидом Саксом у будущего фильма появился продюсер. Сакс, для которого это был первый опыт продюсирования фильма, профинансировал большую часть бюджета и позволил Райтману почти не изменять его первоначальный сценарий. Проект стал первым и для 29-летнего режиссера Джейсона Райтмана, который до этого снимал только короткометражные фильмы и рекламу, но имел опыт работы на съемках у своего отца, режиссера Айвана Райтмана. В фильме были задействованы популярные голливудские актеры, которых Райтман пригласил сниматься, проведя небольшую пиар-акцию: он получил от них согласие, после того как отправил им всем письма с подробным описанием причин, по которым им стоит принять участие в его проекте. По задумке Райтмана, из фильма были исключены все сцены с курением, не считая вставленных черно-белых кадров из фильма «Пески Иводзимы» с Джоном Уэйном. Райтман полагал, что курящие герои фильма будут отвлекать зрителя от того, о чем идет разговор, от того, «как бессовестно они издеваются над самыми вроде бы неприкосновенными вещами». Кинокритики США сочли «Здесь курят» «самой едкой политической сатирой» со времен фильма «Хвост виляет собакой» 1997 года. Питер Трэверс в своей рецензии для «Rolling Stone» дал фильму три с половиной звезды из четырех, назвав его острым и смешным. Клаудиа Пуиг из «USA Today» восторженно отозвалась о фильме, оценив его «острую как бритва сатиру», и назвав его самой остроумной черной комедией года. По ее мнению, тон «Здесь курят» напоминает фильм «Выскочка» 1999 года. Положительную рецензию фильму оставил и Кеннет Туран из «Los Angeles Times». Он назвал фильм «очень умным и смешным», положительно оценив то, как ловко книга была адаптирована для экранизации. Обозреватель газеты «Коммерсантъ» полагает, что Райтман снял саркастическую комедию по сатирическому роману, которая «без излишней политкорректности рассказывает о технологиях охмурения доверчивого потребителя», о свойствах человеческой природы, побуждающих людей покупать и продавать смертельно опасные для здоровья вещества, о политтехнологиях, обозначаемых английским словом «spin», то есть о «раскрутке» («верчении целевой аудиторией») и манипулировании общественным мнением. Артем Михайлов в рецензии для «РБК» отметил удачность первой экранизации книги К.Бакли. По мнению критика, в фильме успешно описана изнанка рекламных кампаний, и возникает ассоциация с фильмом об американской глянцевой прессе «Дьявол носит Prada», жизнь которой «по сравнению с теми страстями, что кипят в табачной индустрии, кажется тихой и размеренной». Рецензент журнала «Time Out» счел фильм «ультрадешевым», предположив, что большая часть его бюджета пошла на покупку прав на экранизацию. Однако, по его мнению, это сложно сразу заметить, поскольку фильм похож на аттракцион «Ромашка»: «Не успеваешь защелкнуть ремень безопасности, как тебя со страшной силой закручивает, а поначалу даже подташнивает от монтажных склеек, стоп-кадров и безостановочного речитатива героя». В целом фильм был оценен рецензентом как уморительный и правдивый, и он лишь пожалел, что в фильм не вошел эпизод из книги, в котором предложенные сенатором Финнистером наклейки для сигаретных пачек с изображением черепа и надписью «Яд!» были использованы для табачной рекламной кампании. Одним из основных тезисов ряда критиков было отсутствие в фильме связности повествования. Карина Логворт из «Cinematical» сочла фильм похожим на набор комических скетчей, которые крайне слабо связаны нитями сюжетного развития характеров героев. Дэн Джолин из журнала «Empire», поставивший фильму 3 звезды из 5, также отметил проблемы с сюжетом фильма, который, по его мнению, оказался «структурно бессвязным», поскольку пытался поразить слишком много целей одновременно. По мнению ведущего кинокритика «The New York Times» Манолы Даргис, по фильму видно, что у режиссера-дебютанта Райтмана есть опыт работы в телевизионной рекламе. Она сочла, что он пытается перепродать шутки из книги, и оценила его визуальные гэги как «в целом слабые, как будто бы Райтман усвоил неправильные уроки, когда находился на съемках комедий своего отца». Ряд критиков сочли, что в отличие от книги, которая резко критиковала и антитабачное лобби, и табачную индустрию, фильм в большей степени занимает позицию против курения, а его концовка нивелирует темный тон книги. Так, Стив Палополи из «Metro Silicon Valley» полагает, что, несмотря на навязывание идеи о том, что фильм «пронзает обе стороны проблемы», «каждый ребенок, достаточно взрослый, чтобы узнать верблюда Джо, скажет, что за саркастическими шутками скрывается резко антитабачный фильм». Дессон Томсон из «The Washington Post» посчитал, что фильм «слишком сильно отфильтрован нравственным искуплением». Саундтрек к фильму «Здесь курят» был выпущен 18 апреля 2006 года. Первые девять треков представляют собой популярные песни 1940-60-х годов о курении. Шлягер «Smoke, Smoke, Smoke That Cigarette!» звучит на начальных титрах фильма. Последние четыре трека были написаны специально для фильма композитором Рольфом Кентом, автором музыки к фильму «На обочине». По мнению обозревателя Allmusic, Кенту удалось воссоздать своими композициями «хипстерский свинг эры Манчини 1960-х, не звуча при этом регрессивно». При бюджете в 6, 5 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 40 миллионов.