Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ОНИ»
(Them)

США, 1954, 93 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер Гордон Дуглас, композитор Бронислав Капер
В ролях Джеймс Уитмор, Эдмунд Гвенн, Джоан Уэлдон, Джеймс Арнесс, Крис Дрейк, Онслоу Стивенс

В пустыне в Новой Мексике два полицейских, сержант Бен Петерсон и Эд Блэкберн встречают глубоко потрясенную и неспособную говорить девчушку. Они видят разоренный магазин, а также находят несколько человеческих трупов. Блэкберн, оставшись один в магазине, убит неизвестным преступником. Прибывший медик говорит, что один из трупов содержит столько муравьиной кислоты, сколько хватило бы, чтобы убить двадцать человек. Доктор Медфорд, посланный Министерством сельского хозяйства, прибывает на место происшествия со своей дочерью Патрисией. Он осматривает следы и пытается заставить девушку говорить, дав ей понюхать флакон с муравьиной кислотой. Та впадает в панику и начинает кричать: «Они! Они!». Медфорд выдвигает ужасное предположение, которое немедленно подтверждается: гигантские муравьи по 2, 5 метра появляются в пустыне. Радиация, вызванная взрывом первой атомной бомбы в центре пустыни в 1945 году, спровоцировала ужасную мутацию среди муравьев. Прибывшая армия уничтожает гнездо муравьев, сбросив туда бомбы с фосфором и цианистым калием. Патрисия спускается в муравейник и приходит вместе со своим отцом к заключению, что две самки покинули гнездо. Они обязательно должны быть найдены и уничтожены, так как могут размножаться, то есть откладывать яйца на протяжении многих лет. Медфорд делает доклад перед правительством в Вашингтоне. Политики понимают, какая опасность нависла над человеческой расой в виде нового типа гигантских насекомых. Доктор настойчиво просит держать все в абсолютном секрете, чтобы избежать всеобщей паники. Обнаруживают корабль, где одна из самок свила себе гнездо. Он должен быть потоплен. Узнают, что огромное количество сахара было украдено в Калифорнии. Организуются поиски в этом районе. Погибает человек, и двое его детей исчезают. Один студент приходит к выводу, что гнездо другой самки находится в канализации в Лос-Анджелесе. В городе объявляют военное положение. Находят двух испуганных детей недалеко от гнезда. Бен Петерсен жертвует своей жизнью ради их спасения. Огромные муравьи уничтожены огнеметами. Доктор Медфорд отмечает, что первый атомный взрыв открыл дверь в непознанный мир…
Один из первых научно-фантастических фильмов, ставший прототипом картин о монстрах, которые потом посыпались как из рога изобилия. «Они»-больше, чем просто серия великолепных спецэффектов, помимо всего прочего, очень сильных для того времени. Сила картины в связности сценария, умной и интеллигентной постановке, в искусстве нагнетания тревоги и ужаса. Вот что выделяет эту картину из подобной продукции. Несколько сцен остаются в памяти после просмотра фильма: замечательный эпизод обнаружения в пустыне безобидных, но странных явлений, а также впечатляющий спуск в гигантский муравейник. Единственный простительный недостаток фильма-некоторый схематизм его персонажей. Единственный фильм режиссера в этом жанре. Гордон Дуглас попытался сделать фильм строгим, правдоподобным, чистым, максимально ясным и понятным. Никаких изысков в «необычностях» и поэтичности, что отличает его от Джека Арнольда. Цель режиссера была проста: показать в фильме «action» борьбу человека против нового врага, которого он сам породил и который угрожает его существованию на планете. Хотя картина не была лишена аллегорических намеков. Монстрообразная мутация муравьев (кстати, единственных насекомых, которые практикуют, как и люди, организованные военные действия) показана как эффект бумеранга на атомные исследования. Послание очень скромное, но в визуальном контексте картины обладающее большой эффективностью. Добавьте к этому своеобразный юмор Гордона Дугласа, который не упустил случая показать несколько эпизодов с участием псевдо-безумцев, алкоголиков и маргиналов, которые должны быть в нормальном обществе объектом «заботы» со стороны ученых, полиции и армии. Картина должна была сниматься в цвете и 3D-варианте, но сокращение в последний момент бюджета привело к тому, что он оказался черно-белым. Были сконструированы два огромных механических муравья для того, чтобы избежать фотографических спецэффектов, которые весьма трудны при использовании 3D-эффектов. Необходимо отметить две наиболее значительные картины в этой области. «Фаза 4» (1974), поставленная талантливым художником-мультипликатором Солом Бассом и «Жук» (1975) режиссера Жанно Шварца, последний фильм, продюсированный Уилльямом Кастлом, в котором землетрясение провоцирует появление кровожадных и ненасытных тараканов. Фильм номинировался на «Оскар» за лучшие спецэффекты. В небольшой роли появился Леонард Нимой. Только за право использования на территории США картина выручила 2, 2 миллиона долларов.