Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ГРОМ НА ХОЛМЕ»
(Thunder on the Hill)

США, 1951, 84 мин., ч/б, «Universal International Pictures»
Режиссер Дуглас Сирк, сценаристы Оскар Сол, Эндрю Солт и Шарлотта Гастингс
В ролях Клодетт Кольбер, Энн Блит, Роберт Дуглас, Энн Кроуфорд, Норма Варден, Майкл Пейт, Джон Эбботт

В графстве Норфолк проливные дожди угрожают затопить некоторые деревни, и местные жители ищут укрытия от наводнения в монастыре Реймской богоматери, который расположен на высоком холме. Сестра-хозяйка Мария Бонавентура занята размещением прибывающих как в здании монастыря, так и в монастырской больнице. Справедливость и четкое соблюдение правил в работе сестры Марии раздражает медсестру больницы Филиппс, которая обвиняет ее в излишней требовательности к людям, что в свое время довело сестру Марии до самоубийства. Переживая эти воспоминания, Мария рассказывает Матери-настоятельнице, что до сих пор не может обрести покой после того, как не позволила своей сестре выйти замуж за проходимца, в результате чего та покончила с собой. Это случилось восемь лет назад, и после этого Мария пришла в монастырь, со временем став сестрой-хозяйкой монастырской больницы. В общей сложности за вечер Мария разместила и накормила почти 200 человек, среди которых 85 являются постоянными пациентами монастырской больницы, а остальные пришли из деревень, спасаясь от стихийного бедствия. В этот момент в монастырь в поисках укрытия заезжает сержант Меллинг, который сопровождает осужденную за убийство Валери Карнс и ее надзирательницу Пирс. Валери должны доставить в тюрьму города Норидж, где на следующий день по приговору суда ее должны повесить. Местные жители, прекрасно осведомленные о деле Валери, негативно воспринимают ее появление в монастыре. Тем не менее, Мария, вопреки их молчаливому осуждению, проявляет сострадание к девушке, и пытается утешить ее. Тем временем выясняется, что все дороги из монастыря затоплены, и для того, чтобы спуститься в город, может потребоваться 2-3 дня. Немного придя в себя, Валери рассказывает сестре Марии, что восхищалась своим братом, композитором и пианистом Джейсоном Карнсом, который в течение последнего года тяжело болел. У Марии сразу же складывается впечатление, что Валери не убивала брата. Она обращается за разъяснениями к главному врачу монастырской больницы, доктору Эдварду Джеффрису, который рассказывает, что лечил Джейсона как врач. По его словам, Джейсон был негодяем и алкоголиком, что и довело его до болезни. Эдвард прописал ему таблетки, которые ежедневно давала ему Валери. Однажды Эдвард слышал, как Валери якобы сказала, что хотела бы, чтобы брат умер. Эти слова, а также некоторые косвенные улики суд посчитал достаточным основанием для того, чтобы признать Валери виновной в убийстве брата путем отравления смертельной дозой лекарства. Изабель, жена доктора Джеффриса, явно сочувствует Валери и не считает ее виновной. Она хочет навестить Валери, однако сержант Меллинг не пускает ее. Валери играет на фортепиано музыку своего брата, что трогает Марию, и она заключает для себя, что Валери не виновна, и ей надо помочь это доказать. Валери просит Марию привести к ней ее возлюбленного Сидни Кингема, который живет в Норидже. Уилли, слабоумный слуга Карнсов, говорит Марии, что Валерии-добрая и хорошая девушка. Сестра-кухарка Джозефина также сочувствует Валери. Мария говорит им, что ей срочно нужно попасть в Норидж, одновременно вместе с сестрой Джозефиной начиная изучать по старым газетам все материалы по делу Валери. Тем временем, увидев на столе у жены фотографию Джейсона, доктор Джеффрис забирает ее, после чего дает явно подавленной Изабель успокаивающее лекарство, предупреждая, чтобы она не вмешивалась в это дело. Вскоре появляется Уилли, который сообщает Марии, что нашел лодку, на которой они могут добраться до города. В вечерней мгле они плывут по затопленной местности, и Уилли рассказывает, что Джейсон плохо обращался с Валери, а его обвинил в краже письма, хотя Уилли нашел его уже после смерти Джейсона. Уилли не читал письмо, а забрал его, чтобы наслаждаться исходившим от него ароматом сирени. По прибытии в Норидж Мария находит Сидни в местном пабе, где тот пьет, горюя по возлюбленной. Хотя Сидни, который внимательно следил за процессом, считает Валери виновной, Мария заставляет его собраться с силами и плыть к Валери. По возвращении в монастырь Уилли разбивает лодку, чтобы сержант не смог увезти на ней Валери в город. Пока Валери и Сидни страстно обнимаются, сержант обвиняет Марию в том, что она сразу не сообщила ему о лодке и что допустила ее уничтожение, не остановив Уилли. Вскоре появляется Уилли, который передает Марии украденное письмо. Хотя на нем нет подписи, очевидно, что это письмо от женщины из Нориджа, которая влюблена в Джейсона. В связи с появлением нового фигуранта Мария решает добиваться пересмотра дела. Тем временем сержант пишет на Марию рапорт матери-настоятельнице, после чего та категорически запрещает Марии вмешиваться в дело Валери. Тем не менее, Мария продолжает расследование, сообщая доктору Джеффрису о письме и выясняя у доктора подробности дела. Тот рассказывает, что прописал Джейсону принимать по одной таблетке в день, однако в день смерти кто-то дал ему три таблетки, и он умер от передозировки. Перед этим у Джейсона случился второй инсульт, и Валери спасла его, послав за врачом. Однако затем она отказалась отправлять брата в больницу, решив заботиться о нем самостоятельно. Мать-настоятельница снова просит Марию прекратить расследование, однако та показывает ей полученное от Уилли письмо, говоря, что в деле замешан кто-то еще. Чтобы остановить Марию, настоятельница бросает письмо в камин заявляя, что упрямство Марии приносит все больший вред окружающим. Тем временем кто-то бьет Уилли по голове, после чего обыскивает его комнату. Некоторое время спустя Изабель просит мужа вернуть ее письмо, которое она писала Джейсону, на что он отвечает, что письмо у Уилли. Доктор предупреждает жену, что если она не перестанет бредить, то он будет вынужден отправить ее в психиатрическую лечебницу. Тем временем Мария занимается своими прямыми обязанностями, ухаживая за больными и помогая выхаживать новорожденного младенца. Вскоре налаживается телефонная связь, и Сидни, понимая, что Валери вскоре увезут в тюрьму, умоляет Марию помочь им бежать, однако та отказывается. В этот момент Джозефина приносит новые газетные вырезки о процессе. Читая их, Мария замечает расхождения в показаниях больничного фармацевта Абеля Хармера относительно ключей на его связке. Зайдя к нему в лабораторию, Мария выясняет, что в день убийства ключ от хранилища ядов оказался не на своем месте в связке, а значит, кто-то его снимал. Их разговор подслушивает доктор Джеффрис. Проходя мимо комнаты Изабель, Мария слышит, как та отказывается принимать седативные лекарства, которыми пичкает ее муж. После ухода Джеффриса Мария заходит к Изабель, которая подтверждает, что любовное письмо Джейсону написала она. Далее Изабель рассказывает, что у нее с Джейсоном был роман, и они собирались вместе бежать, так как при надлежащем лечении он должен был вскоре стать на ноги. Однако Джеффрис узнал об их романе и из ревности убил Джейсона, а затем подставил Валери. Мария пытается отвести ослабевшую Изабель к сержанту, однако Джеффрис обманом загоняет Марию на колокольню. Он говорит, что любит Изабель настолько, что готов пойти на все, чтобы сохранить ее. Он надвигается на Марию, которая, отступая, цепляется за веревку колокола, который начинает звонить. Услышав звон, Сидни бросается ей на помощь, после чего начинается драка между Сидни и Джеффрисом, в которой Сидни одерживает верх. Полиция арестовывает Джеффриса, Валери и Сидни целуются, а Мария говорит Матери-настоятельнце, что знает, как Бог отобрал своих слуг служить человечеству…
Фильм рассказывает о монахине монастыря в Северной Англии, которая берется доказать невинность молодой девушки Валери Карнс, приговоренной к смертной казни за убийство собственного брата. Большая часть фильма происходит в течение суток во время сильнейшего наводнения, в результате которого многие местные жители, а также Валери в сопровождении конвоя вынуждены искать убежища в стенах монастыря. Современные критики дали фильму высокую оценку, отметив грамотный сценарий, напряженность и искренность повествования, а также высококлассную актерскую игру. Режиссер фильма Дуглас Серк родился в Германии в датской семье. Он начинал свою режиссерскую карьеру в Германии, однако в 1937 году покинул эту страну. К 1941 году Серк перебрался в США, где в 1943 году поставил свой первый голливудский фильм «Безумец Гитлера». В дальнейшем он прославился фильмами нуар «Соблазненный» (1947) и «Спи, моя любовь» (1948), а также мелодрамами «Все, что дозволено небесами» (1955), «Слова, написанные на ветру» (1956) и «Имитация жизни» (1959). Клодетт Кольбер в 1935 году завоевала «Оскар» за главную роль в романтической комедии «Это случилось однажды ночью» (1934), после чего еще дважды номинировалась на эту награду за роли в мелодрамах «Частные миры» (1935) и «С тех пор как вы ушли» (1944). Позднее она сыграла в военных мелодрамах «Сквозь горе, тоску и утраты» (1943) и «Вечное завтра» (1946), а также в нуарах «Спи, моя любовь» (1948), который поставил Серк и «Тайная ярость» (1950). Энн Блит известна по фильму-нуар «Милдред Пирс» (1945), фэнтези-мелодрамам «Мистер Пибоди и русалка» (1948) и «Дом на площади» (1951), а также историческому экшну «Мир в его руках» (1952) и приключенческой мелодраме «Все братья были храбрецами» (1953). В этом фильме свою первую роль в американском кино сыграла популярная британская актриса Энн Кроуфорд, которая пять лет спустя умрет от лейкемии в возрасте 35 лет. Фильм стал дебютом в американском кино и для рожденного в Австралии актера Майкла Пейта. Впоследствии Пейт сыграет в десятках американских фильмов и телепрограмм, чаще всего вестернов, а в конце 1970-х годов вернется в Австралию. Он продолжит играть и писать в Австралии, где в 1979 году поставит австралийский фильм «Тим» (1979) с Мелом Гибсоном и Пайпер Лори. Рабочими названиями этого фильма были «Написано на ветру» и «Бонавентура». Согласно информации в газете «Лос-Анджелес Экспресс» от 15 февраля 1947 года, фильм изначально должен был основываться на скандале 1932 года, в котором эстрадная певица Либби Холман была заподозрена в убийстве своего мужа-миллионера Закари Смита Рейнольдса. В феврале 1947 года «Лос-Анджелес Экспресс» сообщил, что история была существенно изменена, «чтобы предотвратить любую возможность юридических проблем» с семьей Рейнольдсов. 7 апреля 1948 года «Голливуд Репортер» написал, что в соответствии с первоначальным планом, Джоан Фонтейн и Берт Ланкастер должны были играть главные роли, но производство фильма было отложено до января 1949 года из-за беременности Фонтейн. Как написал современный критик Хэл Эриксон, «театральный хит Вест-Энда Шарлотты Гастингс «Бонавентура» был искусно перенесен на американский экран под названием «Гром на холме». По мнению Эриксона, это «вызывающий учащенное сердцебиение детективный фильм с великолепной, насыщенной тенями кульминацией на монастырской колокольне». По мнению Денниса Шварца, это «напряженная мелодрама о монахине, раскрывающей убийство», которая «умело поддерживает клаустрофобию и напряженность, следуя правилам детективного кино. Сюжет может показаться сыроватым, но актерская игра первоклассная, история убедительная, а мрачный фон монастыря хорошо использован для создания атмосферы напряженного поиска преступника на всем протяжении картины». Рецензент журнала TV Guide назвал картину «небольшим, но тем не менее увлекательным произведением Сирка», который «поставил эту прекрасную мелодраму с Клодетт Кольбер в роли монахини английского монастыря, которая убеждается в том, что приговоренная к смерти за убийство Блит не убивала своего брата». Рецензент подчеркивает, что «Сирк успешно использует бушующую природу, чтобы подчеркнуть не менее бурные эмоции своих персонажей». Леонард Молтин охарактеризовал фильм как «искреннюю и интересную драму», особенно выделив «прекрасную игру Глэдис Купер в роли настоятельницы монастыря».