Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«УЧИТЕЛЮ, С ЛЮБОВЬЮ»
(To Sir, with Love)

Великобритания, 1967, 105 мин., «Columbia British Productions»
Режиссер, продюсер и сценарист Джеймс Клавелл по Е. Р. Брейтуэйту, композитор Рон Грайнер
В ролях Сидней Пуатье, Джуди Гисон, Кристиан Робертс, Энн Белл, Сюзи Кендалл

Выпускник университета Марк Тэккери, не найдя работы по специальности, соглашается на должность учителя в школе для трудных подростков. Работая в школе и параллельно рассылая свое резюме, он в итоге получает приглашение на должность инженера в крупной фирме. Но не уходит сразу, а решает довести класс до конца учебного года. За это время дети меняются и проникаются любовью к своему учителю. На выпускном вечере учитель принимает решение остаться в школе навсегда и рвет приглашение на работу инженером…
Хороший фильм. Музыка к картине номинировалась на премию «Грэмми». Бюджет фильма составил 640 тысяч долларов. В 1996 году Питером Богдановичем было снято телевизионное продолжение с постаревшим Сиднеем Пуатье. Картина имела такой успех, что студия «Columbia» заказала специальное исследование причины такой популярности. Ответ оказался неожиданным: Сидней Пуатье. Премьера картины была задержана студией почти на год. Интересно, что уроженец Багамских островов Сидней Пуатье действительно стал «сэром» в 1974 году, когда был удостоен рыцарского звания британским правительством.
Из журнала «Искусство кино». Сидней Пуатье исполнил главные роли в двух почти одновременно вышедших на экран картинах-американской «В разгаре ночи» и английской «Учителю, с любовью». В обоих фильмах Пуатье играет негра-интеллигента, достигшего сравнительно высокого положения в обществе. В американской ленте герой Пуатье, полицейский Тиббс, требует от своего белого коллеги, расиста Гиллеспи называть его мистером Тиббсом. В английской, где мотив расовой нетерпимости играет подчиненную роль и где его герой-учитель, он требует того же у оравы подростков: «Обращайтесь ко мне «сэр». «Сэр»-в английских школах обычное обращение к учителю, но для учителя Тэккери это меньше всего вопрос дисциплинированности, так же как требование Тиббса вызвано вовсе не заботой о хороших манерах Гиллеспи. И в том и в другом случае речь идет о достоинстве человека, о его самоутверждении во враждебном или, в лучшем случае, холодно-равнодушном к нему обществе. Дальше начинаются различия. Ибо, если Тиббс отстаивает свое человеческое достоинство перед ненавидящими его и ненавидимыми им белыми расистами, то Тэккери, требуя от учеников уважать человека в нем, пытается тем самым пробудить их человеческое достоинство, помогает их самоутверждению. Впрочем, одно связано с другим: только научившись уважать человека в ближнем, становишься человеком сам-именно так читаются финальные эпизоды этих столь непохожих фильмов: с трудом пробивающаяся. на хмуром лице Гиллеспи улыбка, сопровождаемая его напутствием уезжающему Тиббсу: «Поосторожнее, смотри», и надпись на подарке, преподносимом Тэккери учениками: «Учителю, с любовью». Понятие «авторства» в кино связывается обычно с режиссурой. «Учителю, с любовью»-тоже своего рода авторский кинематограф, только авторское, или, как любят нынче говорить, исповедническое начало в нем несет актер. Ибо это не только учитель Тэккери, выходец из той самой Британской Гвианы, куда еще не так давно отправлялись нести цивилизацию европейские миссионеры, являет ныне своим лондонским ученикам пример душевного благородства и учит их ему-это актер Сидней Пуатье, негр Сидней Пуатье, человек Сидней Пуатье со своим духовным благородством, со своим непоколебимым и спокойным отвращением к любой форме подавления человеческого в человеке. Ни о чем другом применительно к этой доброй и добротной картине говорить не хочется. Разве что упомянуть о том, что хотя лента воспроизводит событийную канву нашумевшего несколько лет назад автобиографического романа писателя-негра Э. Брейтуэйта, и, следовательно, показываемое в ней «педагогическое чудо» имело место на самом деле, в скоропалительность, с какою несовершеннолетние хулиганы обоего пола перековываются на экране в достойных членов общества, верится плохо. Дело не в том, что картина получилась «приятной», но в том, что художественная убедительность-это все-таки не просто ссылка «с подлинным верно», а нечто иное. То самое, например, чем сто лет назад брал тот же Диккенс. Или, в данном случае, то, чем берет Пуатье.