Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПУТЬ 29»
(Track 29)

Великобритания-США, 1988, 86 мин., «HandMade Films»
Режиссер Николас Роуг
В ролях Тереза Расселл, Гари Олдмен, Колин Кэмп, Кристофер Ллойд, Сандра Бернард, Сеймур Кассель

Домохозяйка Линда с мужем, врачом Генри, живут в небольшом американском городке. Детей у них нет: хотя Линда иногда заводит разговор о ребенке, Генри отвечает ей на это, что это невозможно, и она прекрасно знает, почему. Сам Генри уделяет жене не так много внимания и больше увлечен железнодорожным моделизмом, а также своей медсестрой Стайн. Однажды в кафе, где сидят Линда с подругой Арландой, заходит молодой англичанин по имени Мартин, путешествующий автостопом. Водителю грузовика, который его подвозил, он объяснил, что приехал в США, чтобы найти свою мать. Мартин внимательно смотрит на Линду и спрашивает, не напоминает ли он ей кого-нибудь, однако Линда отрицает это. Затем подруги уходят, а Мартин говорит, что они еще встретятся. Ночью из окна Линда видит Мартина, стоящего возле дома. Утром, после нервного разговора о том, чтобы завести ребенка, Линди ныряет в бассейн, чтобы утопиться, но когда выныривает, обнаруживает рядом Мартина. Он называет ее девичью фамилию и говорит, что давно искал ее. Оказывается, еще будучи школьницей Линда родила ребенка, который сразу был отдан на воспитание горничной, вскоре уехавшей в Англию. Мартин оказался тем самым ребенком, о котором всю жизнь вспоминала Линда и который всю жизнь искал свою мать. Мартин и Линда проводят день в разговорах, при этом Мартин запрещает Линде поехать и рассказать о нем мужу. Когда Линда разговаривает с Мартином в кафе, один из официантов обращает внимание другого на то, что женщина разговаривает сама с собой. Тем самым, Мартин в действительности появляется лишь в фантазиях Линды. Генри, тем временем, в этот день увольняют из больницы из-за связи с медсестрой, постоянными опозданиями и ошибочного укола, сделанного им одному из пациентов. Вечером Генри отправляется на большой праздник железнодорожных моделистов Trainorama, где произносит пламенную речь, в которой называет увлечение железнодорожным моделизмом основой политического строя Америки. Параллельно с этим показано разрушение Мартином железной дороги Генри в их доме. После праздника Генри, подвозя Стайн, сообщает ей, что его пригласили на работу на фабрику по изготовлению моделей. Ему придется переехать, и он предлагает Стайн сделать это вместе с ним и начать новую жизнь. У себя дома Линда просыпается, и ее охватывает паника. Она зовет на помощь Арланду, которая приезжает, но не понимает, что происходит: Линда ведет себя так, как будто в доме кто-то есть, и говорит, что все поезда Генри могут быть разрушены. Приезжает Генри, который говорит Арланде, что Линда сошла с ума. Арланда уезжает, а Генри проверяет свою комнату, но все поезда там на месте. Линда с ножом в руке поднимается по лестнице в комнату Генри. Мартин, сидевший в шкафу обнаженным, набрасывается на Генри и убивает его ножом. Утром Линда надевает красивое платье и уезжает на машине, не обращая внимание на то, что в доме ее зовет Генри. На потолке первого этажа проступает пятно крови, однако остается неопределенным, произошло убийство в воображении Линды или в реальности…
Название фильма взято из известной джазовой песни «Поезд на Чаттанугу», которая звучит в одной из сцен («Pardon me, boy, is that the Chattanooga Choo Choo?»-«Yes, yes, Track 29!»). В начале фильма звучит песня Джона Леннона «Mother». Сценарий фильма был написан Деннисом Поттером на основе его же пьесы «Schmoedipus» 1974 года. Изначально предполагалось, что в 1983 году фильм поставит Джозеф Лоузи на BBC, однако из-за финансовых трудностей проект был отменен. Через несколько лет продюсер Рик МакКаллум, работавший на съемках фильма Роуга «Потерпевшие кораблекрушение», предложил его кандидатуру как режиссера постановки. Поттер переделал сценарий, действие которого изначально происходило в Лондоне. Фильм был выпущен не сразу, поскольку кинокомпания настаивала на устранении сцен инцеста. В результате сцены были лишь частично смягчены. Премьера фильма состоялась в Лондоне в августе и в Лос-Анджелесе в сентябре 1988 года. Отзывы были в основном положительными, хотя сборы оказались небольшими. Как и в пьесе, в фильме становится понятно, что Мартин является «проекцией» Линды, при помощи которой она пытается избавиться от своего инфантильного, бездетного брака. В отличие от пьесы, в которой возвращение мужа Линды знаменовало возврат к прежней жизни, в фильме намечена возможность освобождения героини, хотя само убийство мужа происходит, по-видимому, также лишь в ее воображении. Фильм завоевал несколько наград на второстепенных кинофестивалях, но в целом был оценен сдержанно. Роджер Эберт отметил, что он не мог бы ответить утвердительно на вопрос, понравился ли ему фильм, поскольку оценка «нравится» в данном случае неадекватна. Фильм Роуга в целом неспособен нравиться, возможно намеренно, однако это не делает его плохим, но напротив-более интересным. По словам критика, не любое произведение должно вызывать приятные чувства: некоторые из них могут быть раздражающими, однако заставляют думать.