Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ОТЕЛЛО»
(The Tragedy of Othello: The Moor of Venice)

Италия-Марокко-США, 1951, 90 мин., ч/б, «Scalera Film/Mercury Productions»
Режиссер и сценарист Орсон Уэллс по Уилльяму Шекспиру, сценарист Жан Саша
В ролях Орсон Уэллс, Майкл Мак Лиаммойр, Роберт Кут, Фэй Комптон, Сюзанна Клотье, Хилтон Эдвардс

Сценарий фильма в целом основан на трагедии Шекспира «Отелло», но режиссер допустил весьма вольную трактовку событий. Как и в «Гражданине Кейне», сюжет развивается нелинейно. Фильм начинается с похорон Отелло и Дездемоны. Дальнейшие события разворачиваются, как попытка расследовать и разобраться в истории задним числом…
Бессмертная кинопостановка бессмертной трагедии Шекспира, в которой главную роль сыграл сам режиссер фильма Орсон Уэллс. Съемки «Отелло» продолжались 4 года из-за проблем с финансированием, и Орсону в течение этого периода пришлось играть в чужих картинах, чтобы помочь удержать «Отелло» на плаву. В 1952 году лента получила Гран-при Каннского кинофестиваля. Орсон Уэллс работал над этим фильмом примерно с 1948 по 1951 год. Съемки шли в условиях постоянного недостатка финансирования, поэтому процесс создания ленты был не совсем обычен. Два раза работу приходилось полностью останавливать и распускать съемочную группу. Режиссер отправлялся искать средства и затем собирал группу снова. На нормальную обработку звука денег так и не нашлось: диалоги частично записывали прямо на съемочной площадке. Сохранившаяся копия картины содержит весьма низкокачественную аудиодорожку, во многих местах не синхронизированы звук и картинка-так и было в исходном варианте. Несмотря на проблемы с финансированием, необходимая натура была найдена в аутентичных (по Шекспиру) местах: в Венеции, на Кипре и в Марокко. Даже после успеха в Каннах картина так и не попала в широкий прокат. Только в 1955 году она была выпущена в ограниченный прокат в США, и ее наконец смогли увидеть и оценить. Критик Роджер Эберт пишет о том, что даже в 1992 году не мог найти для просмотра нормальную копию, в наличии была только очень плохого качества 16-мм кинопленка. После долгих поисков удалось найти качественный негатив на 35-мм пленке. Тем не менее, звук на пленке был очень низкого качества. Восстановление картины в современное время обошлось дороже самого производства фильма и потребовало около 1 млн. долларов. Критики оценили картину скорее как кинематографический эксперимент и весьма интересное, хотя и вольное, обращение с классическим сюжетом. Фильм привлекателен прежде всего в изобразительном плане: режиссеру удались переходы между сценами, замечательные ракурсы камеры и операторская работа в целом. Критик Босли Краутер назвал фильм «экстраординарной работой». Роджер Эберт отозвался «о необычном опыте», который он получил после просмотра, и порекомендовал потенциальному зрителю все же хорошо познакомиться с первоисточником, иначе будет тяжело следовать за мыслью создателя картины. Как драма фильм не столь интересен. Диалоги, актерская игра на достаточно высоком уровне. По-настоящему глубоко оценить актерскую игру сложно из-за того, что в имеющихся копиях фильма нелегко разобрать слова. Исполнители ролей Отелло и Дездемоны на своем месте, тогда как игра Майкла Мак Лиаммойра совершенно не соответствует образу Яго, который он пытался воплотить.