Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Сценарий фильма в целом основан на трагедии Шекспира «Отелло», но режиссер
допустил весьма вольную трактовку событий. Как и в «Гражданине Кейне», сюжет
развивается нелинейно. Фильм начинается с похорон Отелло и Дездемоны. Дальнейшие
события разворачиваются, как попытка расследовать и разобраться в истории задним
числом…
Бессмертная кинопостановка бессмертной трагедии Шекспира, в которой главную
роль сыграл сам режиссер фильма Орсон Уэллс. Съемки «Отелло» продолжались 4
года из-за проблем с финансированием, и Орсону в течение этого периода пришлось
играть в чужих картинах, чтобы помочь удержать «Отелло» на плаву. В 1952 году
лента получила Гран-при Каннского кинофестиваля. Орсон Уэллс работал над этим
фильмом примерно с 1948 по 1951 год. Съемки шли в условиях постоянного недостатка
финансирования, поэтому процесс создания ленты был не совсем обычен. Два раза
работу приходилось полностью останавливать и распускать съемочную группу. Режиссер
отправлялся искать средства и затем собирал группу снова. На нормальную обработку
звука денег так и не нашлось: диалоги частично записывали прямо на съемочной
площадке. Сохранившаяся копия картины содержит весьма низкокачественную аудиодорожку,
во многих местах не синхронизированы звук и картинка-так и было в исходном варианте.
Несмотря на проблемы с финансированием, необходимая натура была найдена в аутентичных
(по Шекспиру) местах: в Венеции, на Кипре и в Марокко. Даже после успеха в Каннах
картина так и не попала в широкий прокат. Только в 1955 году она была выпущена
в ограниченный прокат в США, и ее наконец смогли увидеть и оценить. Критик Роджер
Эберт пишет о том, что даже в 1992 году не мог найти для просмотра нормальную
копию, в наличии была только очень плохого качества 16-мм кинопленка. После
долгих поисков удалось найти качественный негатив на 35-мм пленке. Тем не менее,
звук на пленке был очень низкого качества. Восстановление картины в современное
время обошлось дороже самого производства фильма и потребовало около 1 млн.
долларов. Критики оценили картину скорее как кинематографический эксперимент
и весьма интересное, хотя и вольное, обращение с классическим сюжетом. Фильм
привлекателен прежде всего в изобразительном плане: режиссеру удались переходы
между сценами, замечательные ракурсы камеры и операторская работа в целом. Критик
Босли Краутер назвал фильм «экстраординарной работой». Роджер Эберт отозвался
«о необычном опыте», который он получил после просмотра, и порекомендовал потенциальному
зрителю все же хорошо познакомиться с первоисточником, иначе будет тяжело следовать
за мыслью создателя картины. Как драма фильм не столь интересен. Диалоги, актерская
игра на достаточно высоком уровне. По-настоящему глубоко оценить актерскую игру
сложно из-за того, что в имеющихся копиях фильма нелегко разобрать слова. Исполнители
ролей Отелло и Дездемоны на своем месте, тогда как игра Майкла Мак Лиаммойра
совершенно не соответствует образу Яго, который он пытался воплотить.