Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
В трансъевропейском экспрессе из Парижа в Антверпен едет
группа кинематографистов, которая, чтобы развлечь себя в пути, начинает
сочинять сценарий к фильму. На глаза им попадается актер Жан-Луи Трентиньян,
и они делают его главным действующим лицом своего сценария. Дело продвигается
вяло и чтобы оживить сюжет, они пускают в ход реалии сегодняшнего дня:
контрабанда наркотиков, погони, перестрелки, нетрадиционное отношение
к женщинам главного героя. В картине переплетены самые разные жанры-экспериментальный
фильм, детектив, триллер, мистика, черная комедия и мелодрама с элементами
эротики, бондажа, парадокса и розыгрыша. История как бы порождена кинематографистами,
но развивается во многом независимо от них, позволяя им вносить в ход
событий лишь частичные правки, и одновременно сочинять на основе этой
истории собственный сценарий…
И хотя в фильме это выглядит иронично и пародийно, в Англии он был запрещен
к показу из-за сексуального насилия. По мнению крупнейшего российского
культуролога Кирилла Разлогова эта картина стала эталоном жанра. «Одним
из основных сюжетных мотивов является пристрастие героя к изнасилованиям,
которые он разыгрывает с нанятой проституткой». На кинофестивале на Фарерских
островах картина номинировалась на Гран-при.
Из журнала «Искусство кино». Поезд везет пассажиров из Парижа в Антверпен.
В поезде едут: кинорежиссер, его жена и продюсер. Они обсуждают план будущего
детективного фильма: в поезде «Трансъевропейский экспресс», везущем пассажиров
из Парижа в Антверпен, едет один из членов банды по подпольной продаже
наркотиков. Полиция «подсаживает» к нему своего агента-девицу легкого
поведения, которую торговец наркотиками насилует, а затем убивает. Выдав
по оплошности тайный пароль банды другому агенту полиции, убийца сам погибает
от руки главаря банды. Казалось бы, хеппи-энд невозможен. Но, сойдя с
поезда в Антверпене, режиссер видит, как на перроне мирно целуются «убитые»
им герои. Таков вкратце сюжет, вернее, один из сюжетов этого фильма, созданного
«новым романистом» Аленом Роббе-Грийе с участием актеров Жан-Луи Трентиньяна
и Мари-Франс Писье. Профессиональные кинокритики поспешили объяснить недоумевающим
зрителям, не знающим, как переварить предложенное им острое кушанье, что
фильм-многоплановый. Это и пародия на традиционный западный детектив,
и фильм о проблемах художественного творчества (недаром в нем показано,
как делается кино), и психологическое преодоление автором «живущего в
сознании каждого из нас мифа о первородном грехе». Так, по крайней мере,
толкует фильм кинообозреватель журнала «Тан модерн» Дидье Анзе. Восторженно
отзывается о «Трансъевропейском экспрессе» критик «Синема 67» Жиль Жакоб.
«Этот писатель-говорит он о Роббе-Грийе-один из самых оригинальных современных
кинорежиссеров, идущих в авангарде киноискусства». Возражая многочисленным
критикам, считающим манеру Роббе-Грийе творчески бесплодной, а о фильме
полагающим, что «все это отдаст сумасшедшим домом», Жакоб объявляет кинематограф
Роббе-Грийе «кинематографом мысли». Задача автора фильма, по мнению критика,
в том, чтобы «вскрыть идентичность реальности и вымысла». Уклончивой оценке
фильма как «юмористического опыта развлекательной эстетики», принадлежащей
критику «Леттр франсез» Марселю Мартену, можно противопоставить беспощадный
приговор, вынесенный тому же фильму Пьером Ажамом, обозревателем французского
литературно-художественного еженедельника «Нувель литерер». Ажам без обиняков
заявляет, что художественное значение фильма равно нулю. Причины провала?
«Пошлость, неумелость, пустота».