Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПРОЦЕСС»
(Le proces)

Франция-Италия-ФРГ, 1962, 120 мин., ч/б, «Paris-Europa Productions/Hisa-Film/Finanziaria Cinematografica Italiana»
Режиссер и сценарист Орсон Уэллс по Францу Кафке, сценарист Пьер Шоло
В ролях Энтони Перкинс, Арнольдо Фоа, Джесс Хан, Мадлен Робинсон, Роми Шнайдер, Жанна Моро, Билли Кернс

Молодого служащего бюрократической конторы Йозефа К. рано утром будят в его комнате двое полицейских и сообщают, что он арестован, однако офицеры отказываются сказать, в каком преступлении он обвиняется, и, не взяв Йозефа под стражу, покидают квартиру. Йозеф беседует с хозяйкой квартиры госпожой Грубах и своей соседкой мисс Бурштнер по поводу произошедших событий. На работе Йозефа посещает его 15-летняя кузина, но он, не желая ее видеть у себя на рабочем месте, просит ее выпроводить. На обратном пути Йозеф встречает подругу госпожи Бурштнер, несущую ее чемодан, которая сообщает, что г-жа Бурштнер переезжает. Вечером Йозеф посещает оперу, но во время представления покидает театр по требованию инспектора полиции, который вручает ему повестку в суд. В тот же вечер господин К. направляется в суд, где все его попытки защитить себя ни к чему не приводят, после чего он покидает заседание. В конторе к Йозефу приходит дядя Макс. Наслышанный о процессе, он приводит его на консультацию к своему старому знакомому, адвокату Хастлеру. На следующий день господин К. является в суд, однако жена судебного сторожа сообщает, что следующее заседание не сегодня…
В 1961 году Уэллс, нашедший наконец спонсоров для своего столь долго и бережно вынашиваемого проекта и, вероятнее всего, под ярким впечатлением от графики к изданному годом ранее «Галлимаром» «Доктору Живаго», обратился к Александру Алексееву и Клер Паркер с предложением сделать пролог и эпилог к новому фильму методом «игольчатого экрана».
Александр Александрович Алексеев (1901-1982)-французский художник-график, книжный иллюстратор, аниматор русского происхождения. Изобретатель игольчатого экрана (патент от 11 июля 1935 года). Родился в Казани 18 августа 1901 года. Детство провел в Константинополе, где служил военным атташе его отец (он скончался во время служебной командировки в Берлин в 1905 году). В 1905 г. семья вернулась в Россию. В 1912-17 гг. учился в Первом кадетском морском корпусе в Петербурге. Предположительно, учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков. Когда началась Октябрьская революция, он уехал к родственникам в Уфу, там некоторое время занимался в Школе искусств, организованной Д. Бурлюком. В 1919 году бежал из Уфы, добрался до Владивостока, где во время Гражданской войны служил моряком. В январе 1920 г. принял решение покинуть Россию: через Японию, Китай, Индию и Египет перебрался в Англию. В 1921 г. обосновался в Париже, став учеником и помощником С. Судейкина. В 1922-25 гг. работал декоратором-исполнителем во многих парижских театральных труппах: у Н.Ф. Балиева в «Летучей мыши», в театре «Knock» Ж. Ромэна, выполнял заказы для театральных постановок Ж. Питоева, Ф. Ф. Комиссаржевского, Г. Бати, «Русского балета» С. П. Дягилева. Посещал занятия в Академии Гранд Шомьер. В 1923 г. женился на актрисе труппы Ж. Питоева Александре Гриневской. С 1925 г. при поддержке писателя Ф. Супо и издателя Ж. Шифрина стал получать заказы на иллюстрирование книг. Первые его опыты были связаны с трудоемкой техникой торцовой гравюры-«Нос» Н. В. Гоголя (1925), «Аптекарша» Ж. Жироду (1926) и «Настоятель монастыря» Ж. Женбаха (1927). Затем последовали работы в технике литографии, акватинты, офорта. В конце 1920-х годов с иллюстрациями Алексеева вышли малотиражные издания французских переводов: гоголевских «Записок сумасшедшего» (1927), пушкинских «Пиковой дамы» (1928) и «Повестей Белкина» (1930), а также другие книги. В 1929 г. в Париже тиражом 100 экземпляров была издана одна из наиболее значительных графических работ Алексеева-цикл из ста иллюстраций к «Братьям Карамазовым» Достоевского. Еще один монументальный графический цикл-гравюры к «Дон Кихоту» Сервантеса (1936)-до сих пор остается неизданным. В начале 1930-х гг. Алексеев под впечатлением от экспериментальных фильмов «Механический балет» Ф. Леже и «Идея» Б. Бартоша обратился к кинематографу. Он изобрел новый способ съемки анимационных фильмов-с помощью игольчатого экрана, а 1933 г. вместе со своей ученицей и будущей женой Клер Паркер (1906-1981) реализовал это изобретение в восьмиминутном анимационном фильме «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского. В 1940 г. переехал в США, однако после войны вернулся в Париж, где продолжил работать над анимационными фильмами: это были «Нос» (1963), пролог и эпилог к фильму «Процесс» по роману Ф. Кафки (1962), «Картинки с выставки» и «Три темы» (1972 и 1980; оба-по музыкальным темам Мусоргского). Неслучайно уже после того, как на игольчатом экране были созданы первые фильмы, Алексеев с его помощью выполнил огромные графические циклы-иллюстрации к «Доктору Живаго» Пастернака (1959), «Игроку» Достоевского (1967), представляющие собой своеобразные раскадровки сюжетов произведений. В частности, к роману «Доктор Живаго» на игольчатом экране были выполнены 202 иллюстрации. Среди значительных графических работ Алексеева послевоенного времени-иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1950), «Сказкам» Э. Т. А. Гофмана (1960), «Искушению Запада» А. Мальро (1979). В общей сложности с иллюстрациями Алексеева вышло около пятидесяти книг. Особое место в его творческом наследии занимает цикл иллюстраций (120 акватинт) к «Анне Карениной» Л. Н. Толстого, выполненный в 1951-57 гг. Это издание было выпущено в Париже в 1997 г. тиражом 20 экземпляров в виде папки эстампов. Умер художник 9 августа 1982 года в Париже.