Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ТРИ ЦВЕТА: БЕЛЫЙ»
(Trois couleurs Blanc)

Франция-Польша-Швейцария, 1994, 91 мин., «MK2 Productions/France 3 Cinema/CAB Productions»
Режиссер и сценарист Кшиштоф Кислевский, сценарист Агнешка Холланд, композитор Збигнев Прейснер
В ролях Збигнев Замаковски, Ежи Штур, Джулия Дельпи, Джульетт Бинош

Поляк Кароль знакомится с очаровательной француженкой Доминик, женится на ней, и они уезжают жить в Париж. Но через некоторое время Кароль перестает удовлетворять свою жену, и Доминик разводится с ним. Оставшись в незнакомом городе без жилья, работы и денег, Кароль оказывается выброшенным на улицу. В метро наш герой случайно знакомится со странным человеком по имени Миколай, который предлагает ему в обмен на помощь в возвращении в Варшаву совершить убийство одного человека. Подумав, Кароль соглашается…
Сумбурным и неопределенным (но тем не менее, мастерским и просто великолепным) мне показался второй фильм трилогии. Первый-«Синий»-звучал торжественно как тот самый концерт, который стал лейтмотивом первого «цвета». А поэтика «Белого»-скорее, поэтика хаоса и безысходности. Но таковы реалии, к которым обратился режиссер. Визуально второй фильм запомнился картиной полурастаявшего снега на польских землях; снег уже далеко не белый, и даже не понятно, что кого марает: снег портит землю, укрывая ее не полностью, или земля пачкает снег…Вот так и в отношениях. Высокое чувство любви может вдруг-в межсезонье-оказаться замаранным изменой, местью, несправедливостью из-за неравенства…Об этом фильм. Но просмотр вызвал в памяти и другую картинку-аллегорическое изображение времен классицизма, воспроизведенное в современном издании под знаковым названием «Создание Европы». Оно представляет зрителю три страны: Францию, Польшу и Россию-в образах молодых женщин. Солидная Франция выглядит как пышная светская дама, Польша-дама «попроще», Россия-простушка…Да, именно так-дамой «попроще», без особых привилегий, неравной со «знатной соседкой»-почувствовала себя Польша в европейском обществе. И главный герой фильма ощутил это неравенство на своей шкуре: он изгнан из семейной обители именно как «незнатный» (поляк ведь, не ровня французу), как чужак. Сюжетные перипетии оставляют у зрителя щемящее чувство несправедливости и сопереживания. Изгнанный и бесправный муж пытается доказать, что он достоин уважения. Он умудряется заработать солидное состояние, которое (о чудо!) может нивелировать прежнюю проблему неравенства в глазах его бывшей супруги. Он ей отмщает за коварство. Но в этой истории, на мой взгляд, нет победителей. Обе «стороны» прибегают к сомнительным методам в борьбе за права и привилегии. Это неприятная, «грязная» борьба-грязная, как полурастаявший снег на земле…Я не согласен с теми, кто считает фильм забавным. Нет, это не кино а-ля «Ва-банк». Фильм уже своей политической символикой (три цвета как лозунг свободы, равенства, братства) взывает к более серьезным размышлениям. И в этом удивительное мастерство Кеслевского-он сумел снять кино о современной политике, не включая политику прямо и непосредственно в сюжет. Он прибегнул к тонкому искусству аллегории, предлагая нашему вниманию историю любви…Браво!
Хороший фильм. Как и в остальных фильмах трилогии, каждый кадр фильма содержит цвет, указанный в названии (в данном случае-белый). На Берлинском кинофестивале картина номинировалась на «Золотого медведя», но заняла второе место. В прокате США картина собрала 1, 5 миллиона долларов.