Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ТРИ ЦВЕТА: СИНИЙ»
(Trois couleurs: Bleu)

Франция-Польша-Швейцария, 1993, 98 мин., «MK2 Productions/CED Productions»
Режиссер и сценарист Кшиштоф Кислевский, сценарист Агнешка Холланд, композитор Збигнев Прейснер
В ролях Джульет Бинош, Бену Режан, Джулия Дельпи, Флоранс Пернель

Во автокатастрофе погибает муж, известный композитор, и дочь женщины Джулии. Женщина сама едва остается в живых. Выйдя из больницы, Джулия начинает думать, как ей жить дальше. Она выставляет семейный старинный особняк на продажу и снимает небольшую квартиру в центре Парижа. В конце концов, Джулия решает удалиться от суеты, порвать с кругом общения из прошлой жизни, нигде не работать, а жить в своей удовольствие. Но такая жизнь оказывается на грани утопии, так как прошлое не дает Джулии покоя, постоянно внося сумятицу в ее размеренное существование…
Основной лауреат фестиваля в Венеции-93, поляк Кшиштоф Кесьлевский, в отличие от разделившего с ним главную премию американца Роберта Олтмана (за фильм «Короткий монтаж»)-мастер уже не мозаичных киноструктур, а геометрически выстроенных циклов или математически выверенных отдельных фильмов, хотя в его алгебраических конструкциях незримо присутствует музыка: как вдохновляющее начало и творчества, и бытия. Амбициозный проект режиссера-переосмысление понятий Французской революции о «свободе, равенстве, братстве», которые символизируют три цвета национального флага Франции: синий, белый, красный-понятнее именно в комплексе, как единая трилогия. Будучи католиком, обладая рациональным складом ума, Кесьлевский таил в себе не только славянскую душу и склонность к искреннему сопереживанию судьбам заблудших героев, но и долю философского лукавства, здорового авантюризма, тягу к интеллектуальным розыгрышам. Он все-таки отрекался от прямолинейных интерпретаций символа трехцветия, заявив, например, что «Три цвета: синий», на самом-то деле, это рассказ о любви, все равно делающей человека несвободным. История француженки Жюли Виньон, которая смогла уцелеть в автокатастрофе, но потеряла своего мужа Патриса (он был композитором) и юную дочь-не столько повествование о возвращении к жизни, сколько метафорическая притча об избавлении от власти губительных чувств. Жюли находится словно в состоянии душевной анемии, что противоположно процессу амнезии: сосредоточиваясь лишь на скорбных воспоминаниях о потерянных любимых людях, она вовсе не желает новой любви, которая ведь только и способна пробудить в ком-либо прежде утраченный вкус бытия. Это все равно как подарить музыкальный слух тому, кто ранее даже не различал звучащих мелодий. Любовь и музыка, по Кесьлевскому, рифмуются друг с другом-Жюли обретает дар нотной записи последнего музыкального сочинения погибшего мужа и оказывается предрасположенной к другому сильному чувству, но уже по отношению к живому человеку-Оливье, прежнему помощнику Патриса, давно влюбленному в нее. Бытие есть любовь к настоящему. И даже придуманное становится существующим благодаря акту любви в творчестве. Несмотря на некоторую анемичность повествования (автор будто заражается от героини ее чувством усталости и отсутствия интереса к жизни-знаменательно, что тогда же Кшиштоф Кесьлевский заговорил о своем стремлении удалиться прочь от кино и стать чуть ли не отшельником) и определенную вторичность по отношению к более эмоциональной «Двойной жизни Вероники», лента «Три цвета: синий» все-таки не может не восхитить кинематографическим мастерством. В первую очередь, это касается визуально-звукового решения, что нашло отражение в присуждении наград польскому оператору Славомиру Идзяку и французским мастерам звука (жаль, что остался без «Сезара» номинировавшийся на данный приз композитор Збигнев Прайснер). Премию за роль в Венеции и «Сезар» получила актриса Жюльет Бинош, которая, однако, кажется намного выразительнее и живее в «Уроне» Луи Малля.
Кшиштоф Кесьлевский (1941-1996)-польский кинорежиссер и кинодраматург, номинированный на «Оскар». Широко известен по циклам фильмов «Три цвета» и «Декалог». Кшиштоф Кесьлевский родился в Варшаве и рос в нескольких маленьких городках, всюду следуя за своим отцом-инженером, больным туберкулезом, которому требовалось лечение. В шестнадцать лет он посещал краткие курсы пожарных, но бросил их через три месяца. В 1957 году, без какой-либо цели, он поступил в колледж театральных техников в Варшаве, потому что там у него были связи. Он твердо решил стать театральным режиссером, но в то время не было специальных учебных программ для режиссеров, и он решил изучать киноискусство как неплохой вариант. Покинув колледж и работая театральным костюмером, Кесьлевский направился в Школу кинематографии в городе Лодзи-прославленную школу, выпустившую таких великих режиссеров, как Роман Полански и Анджей Вайда. Дважды его выгоняли. Чтобы избежать службы в армии, он стал студентом отделения гуманитарных наук. После нескольких месяцев успешного ускользания от службы, он с третьего раза поступил в Школу кинематографии. Кесьлевский посещал ее с 1964 по 1968 год, в период, когда правительство предоставило артистам большую свободу. Он очень скоро потерял интерес к театру и решил снимать документальное кино. В своих ранних документальных фильмах Кесьлевский сосредоточился на повседневной жизни горожан, рабочих и солдат. Хотя его фильмы и не были откровенно политическими, из-за попыток изобразить жизнь Польши он вступал в конфликт с властью. Его телевизионный фильм «Работники '71», который показывал рабочих, обсуждающих причины массовых забастовок, был показан только в сильно урезанной форме.
После «Работников '71» он обратил свой взгляд на власть в фильме «Автобиография», в котором совместил документальную хронику собраний Политбюро с историей о человеке, который находится под слежкой власти. Хотя Кесьлевскому поверили, что его фильм был анти-авторитарным, его коллеги обвиняли его в сотрудничестве с властью. Позже Кесьлевский говорил, что перестал заниматься документалистикой из-за двух случаев: цензуры фильма «Работники '71», которая побудила его сомневаться в возможности говорить правду при авторитарном режиме, и инцидента во время съемок фильма «Станция» (1981), когда часть его съемочного материала была использована как доказательство в уголовном деле. Он решил, что вымысел может не только дать большую художественную свободу, но и показать жизнь более правдиво. Его первый недокументальный фильм «Персонал» был сделан для телевидения и выиграл первый приз на кинофестивале в Манхейме. И «Персонал», и его следующая картина «Шрам» были сделаны с чертами соцреализма и большими актерскими составами: «Персонал»-фильм о работниках сцены, опирающийся на опыт, который он получил еще в колледже, «Шрам» показывал потрясение маленького городка плохо спланированным промышленным проектом. Эти фильмы были сняты в стиле документального кино с большим количеством непрофессиональных актеров; как и его ранние фильмы, они изображали повседневную жизнь под бременем прогнившей системы, но без открытого комментария. «Кинолюбитель» (1979), получивший Золотую премию и Премию Международной федерации кинопрессы XI Московского кинофестиваля, и «Случай» (1981) продолжают похожую линию, но теперь больше фокусируются на этическом выборе отдельного человека, нежели на проблемах группы людей. В тот период Кесьлевский присоединился к «свободной группе», в которой состояли такие польские режиссеры, как Януш Киевский, Анджей Вайда и Агнешка Холланд. Его связь с этими режиссерами (особенно с Холланд) стали причиной возмущения внутри польского правительства, и все его предыдущие фильмы вновь были подвергнуты цензуре и перередактированы, если совсем не запрещены («Случай» был запрещен внутри страны до 1987 года; почти через 6 лет после его выхода был разрешен вновь). «Без конца» (1984)-возможно, самый политизированный его фильм, описывающий политические судебные процессы в Польше при военном положении с необычной точки зрения призрака адвоката и его вдовы. Этот фильм жестко критиковали и правительство, и диссиденты. Начиная с этого фильма, работы Кесьлевского стали ассоциировать с его двумя постоянными сотрудниками-сценаристом Кшиштофом Песевичем и композитором Збигневом Прайснером. Песевич был адвокатом; Кесьлевский встретил его, пока исследовал политические судебные дела для документальной основы фильма. Песевич стал соавтором всех его последующих картин. Прайснер написал музыкальную тему для фильма «Без конца» и почти для всех его последующих фильмов; музыкальная тема часто играет важную роль в фильмах Кесьлевского, и многие пьесы Прайснера упоминаются в его фильмах. В таких сценах их обычно обсуждают персонажи как работы вымышленного голландского композитора ван ден Буденмаера. «Декалог» (1988)-десять коротких картин об окраинах Варшавы, каждая из которых базируется на одной из Десяти заповедей, были сняты для польского телевидения с финансовой поддержкой Западной Германии; это наиболее одобренная критикой работа Кесьлевского. Совместно написанные Кесьлевским и Песевичем десять коротких эпизодов первоначально предназначались для десяти разных режиссеров, но Кесьлевский оставил за собой контроль за этим проектом; в конце концов, решили, что эпизоды будут сниматься разными операторами. Эпизоды пятый и шестой были сняты в более длинных версиях, которые позже вышли под названиями «Короткий фильм об убийстве» и «Короткий фильм о любви» соответственно. Кесьлевский также планировал выпустить полную версию Эпизода 9 под названием «Короткий фильм о ревности», но слишком большие траты заставили его отказаться от этой затеи (он мог стать его тринадцатым фильмом за год). Последние четыре фильма Кесьлевского были сняты в совместном производстве с иностранными компаниями, в основном благодаря французским деньгам и продюсеру Марину Кармицу. В этих фильмах Кесьлевский сосредоточился на нравственных проблемах и метафизике, продолжая темы, начатые в фильмах «Декалог» и «Случай», но в более абстрактной форме, с меньшим актерским составом, с духовными исканиями отдельных героев, а не групп людей. Польша изображалась в этих фильмах через взгляд европейцев-иностранцев. Эти последние четыре фильма стали наиболее коммерчески успешными. В первом из этих фильмов, «Двойная жизнь Вероники» (1990), сыграла известная актриса Ирен Жакоб. Успех этой картины позволил Кесьлевскому осуществить его амбициозный проект-трилогию «Три цвета» («Синий», «Белый», «Красный»), произведение, получившее наибольшее одобрение критики после «Декалога» и первый его международный коммерчески успешный фильм. Эта трилогия собрала призы таких престижных международных кинофестивалей, как «Золотой лев» за лучший фильм на Венецианском кинофестивале («Три цвета: Синий»), «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале («Три цвета: Белый»), три номинации на «Оскар». Кшиштоф Кесьлевский умер в 54 года 13 марта 1996 года после сердечного приступа, во время операции на сердце. Похоронен на Повонзковском кладбище в Варшаве, на участке № 23. Кесьлевский все еще остается одним из наиболее влиятельных режиссеров Европы. Его работы изучаются на занятиях по киноискусству в университетах всего мира. Книга 1993 года «Кесьлевский о Кесьлевском» описывает его жизнь его же словами из интервью, взятых у него Дануцией Сток. Также режиссером Кшиштофом Вежбицким снят биографический фильм «Я так себе» (1995). Хотя Кесьлевский утверждал, что оставит кинематограф, незадолго до своей смерти он приступил к работе над новой трилогией в соавторстве с Песевичем, которая должна была состоять из трех частей: Рай, Ад и Чистилище, по «Божественной комедии» Данте. Единственный законченный сценарий, «Рай», был снят Томом Тыквером и показан впервые в 2002 году на кинофестивале в Торонто. Другие два киносценария на момент смерти Кеслевского существовали в виде набросков, законченных Песевичем. Фильм «Ад» был поставлен Данисом Тановичем, режиссером из Боснии, и выпущен в 2005 году. Польский актер и режиссер Ежи Штур, который сыграл в некоторых фильмах Кесьлевского и был соавтором сценария фильма «Кинолюбитель», срежиссировал исправленный им сценарий Кесьлевского под названием «Большой зверь».
Первый фильм трилогии. Не трудно догадаться, что три цвета, составляющие трилогию Кшиштофа Кислеского (синий, белый, красный) являются цветами французского флага. В сцене, где героиня скребет своей рукой по каменной стене, актриса должна была использовать защитный грим. Но он был настолько явным, что Бинош решила сниматься без него, поэтому она скребет абсолютно голой рукой, и кровь, падающая с нее, самая настоящая. Французская киноакадемия вручила картине свой приз «Сезар» за лучший монтаж, звук и актрису (Бинош), а номинировала за лучшую операторскую работу, режиссуру, музыку, сценарий, актрису-дебютантку (Флоранс Пернель) и как лучший фильм года. Также фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучшую музыку, актрису (Бинош) и как лучший иностранный фильм года. Испанская киноакадемия вручила картине свой приз «Goya» как лучшему европейскому фильму. На Венецианском кинофестивале картина получила главный приз «Золотого льва» (наряду с фильмом Роберта Олтмана «Короткие истории», 1993), а также призы за лучшую операторскую работу и актрису (Бинош).