Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Женева. Молодая девушка Валентина, работающая моделью,
однажды поздно вечером сбивает на дороге овчарку. У собаки на шее она обнаруживает
имя хозяина, которым оказывается одинокий пожилой мужчина. Но он неприветливо
встречает Валентину, заявляя, что она может делать с овчаркой все, что хочет.
Удивленная Валентина уходит, но когда несколько дней спустя овчарка убегает
от нее, она возвращается сюда. Мужчина встречает ее вместе с овчаркой, но
выглядит чуть приветливее. Он рассказывает ей, что раньше работал судьей,
сейчас находится на пенсии, а его главным развлечением является подслушивание
телефонных разговоров своих соседей. Еще более шокированная Валентина в
растерянности уходит, но уже через несколько дней нечто необъяснимое влечет
ее в этот дом в третий раз…
Заключительная часть трилогии польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского,
созданной, в основном, благодаря усилиям французского продюсера Марина Кармица,
как бы соответствует понятию «братство» в девизе liberte, egalite, fraternite.
И можно считать, что тесное человеческое братство обретают не только случайно
встретившиеся друг с другом девушка-манекенщица Валентина и Жозеф Керн,
стареющий судья в отставке, но и четверо главных героев из предыдущих двух
историй, которые спаслись, как и Валентина, в числе семерых счастливчиков
на потерпевшем катастрофу пароме в проливе Ла-Манш. Однако «Красный», подобно
предшествующим лентам «Синий» и «Белый», все-таки в большей степени является
рассказом о любви, порой мучительной власти чувств, которые как раз и вершат
судьбами людей, сводя и разводя их на перекрестках жизни. А сам постановщик,
словно демиург, испытывая персонажей на терпение, точнее-страстотерпие,
уже в финале трилогии, любя их и прощая, избавляет от смерти, хотя не может
не осознавать, что это будет выглядеть нарочито декларативно. Стилистика
скерцо не без иронических пассажей, которая свойственна второй части, вновь
сменяется на более явную и даже иногда чрезмерную метафорическую манеру,
пусть и лишенную холодности и подавленности настроения в первой «главе»
единого повествования. Кесьлевский, заявляя об общеевропейском менталитете,
схожести психологических проблем, которые ощущаются людьми и на Востоке,
и на Западе нашего континента, все же, что называется, нутром не чувствует
жизнь за пределами Польши и вынужден прибегнуть к помощи символических деталей
и искусственных композиций, не растворенных в повседневности, как это было
в его польских работах. Или удачно сошлось в картине «Двойная жизнь Вероники»
(кстати, тоже с участием французской актрисы Ирен Жакоб, более естественно
обитавшей в экстерьерах Кракова, нежели в окрестностях Парижа), которая
знаменовала поворотную точку в творчестве режиссера, вынужденного принять
на себя бремя международной славы и работать в расчете как бы на вненациональную
аудиторию. Драма большого художника, уже не желавшего творить, ссылаясь
на собственную усталость и утраченное терпение, на самом-то деле, впрямую
соотносилась с судьбой одинокого судьи из «Красного», который навсегда лишился
того, что он любил, хотя на миг и приобрел интерес к существованию на этом
свете именно после встречи с Валентиной. Кшиштоф Кесьлевский, пожалуй, не
мог не предчувствовать, что его время внезапно-как-то одномоментно-ушло.
И поразившая всех смерть польского постановщика незадолго до его 55-летия,
примерно в точке «золотого сечения» жизни, стала, как это ни печально, закономерным,
хоть и обескураживающим итогом.
Заключительный фильм знаменитой трилогии Кшиштофа Кислевского (и вообще
его последний фильм; режиссер умер в 1996 году от сердечного приступа в
возрасте 54 лет), включающей также картины «Три цвета: синий» (1993) и «Три
цвета: белый» (1994). Смотрится картина очень приятно и, самое главное,
легко, но глубокого смысла в ней я не обнаружил. Участь судьи-это участь
всех стариков, и сожалеть о прожитых годах глупо, ибо жить-молодым. И то,
что судья не смог найти себя в пенсионной жизни доказывает лишь его слабость,
а не ход судьбы. Смириться со старостью и предаваться ностальгии и воспоминаниям-прямо
идти в могилу. Пока в твоем теле бьется сердце, нужно жить в полную силу,
а не сокрушаться об ушедшей молодости (это я сам готовлю себя к приближающейся
старости). В конце фильма демонстрируются архивные документальные кадры
реального затопления корабля «Herald of Free Enterprise», случившегося в
английском канале в 1987 году. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую
режиссуру, сценарий и операторскую работу (интересно, что по каким-то причинам
киноакадемия США отказалась принять этот фильм в номинацию за лучший иностранный
фильм от Швейцарии, разрешив ей заменить его, но швейцарцы гордо отказались).
Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучший
сценарий, режиссуру, актрису (Жакоб) и как лучший иностранный фильм. На
Каннском кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь».
Французская киноакадемия вручила картине свой приз «Сезар» за лучшую музыку,
а номинировала за лучшую режиссуру, сценарий, звук, актера и актрису (Трентиньян
и Жакоб) и как лучший фильм года. Также фильм номинировался на «Золотой
глобус» как лучший иностранный фильм. На международном кинофестивале в Ванкувере
картина получила Гран-при. В прокате США картина собрала 4 миллиона долларов.