Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ШОУ ТРУМАНА»
(The Truman Show)

США, 1998, 103 мин., «Paramount»
Режиссер Питер Уэйр, композитор Буркхард Фон Далвиц
В ролях Джим Кэрри, Эд Харрис, Лора Линней, Наташа Макилхон

Вокруг главного героя Трумана Бербенка построена гигантская сфера-телевизионная студия, где разместился целый остров. Статисты разыгрывают вокруг не подозревающего, что он воспитан и вскормлен съемочной группой, среднестатистического американца Трумана хорошо поставленные американские сценки. В остальном жизнь Трумана продолжается в обычном идиотическом и самодостаточном железном ритме комфортабельного ада. Вернее, должна так продолжаться по замыслу Кристофа-демонического главного режиссера шоу и его же владельца. Потому что, когда Труман узнает, что в течение всей своей тридцатилетней жизни являлся главным действующим лицом телевизионного шоу и двадцать четыре часа в сутки находился под наблюдением пяти тысяч телевизионных камер, которые транслировали его жизнь в каждый американский дом, он начинает бунт. Но все его попытки уйти от глобального наблюдения производят жалкое впечатление, однако вызывают и симпатию тоже. Осознав ситуацию, Труман обманывает надсмотрщиков и пытается прорваться на лодке на Фиджи, куда, как ему сказали, уехала девушка, в которую он был влюблен, на самом деле уволенная за попытку объяснить Труману его положение актриса из шоу. Несмотря на синтезированный Кристофом ураган, Труман прорывается к границам своего мира: его лодка утыкается в поверхность сферы, и Кристофу ничего не остается, как выпустить своего персонажа в большой мир…
В сущности, сама идея оригинальностью не блещет. Еще в семидесятые годы на телевидении США шел сериал с участием документальных героев. Типичная американская среднего класса семья разрешила поставить в своем доме телекамеры и снимать все подряд. Сначала герои немного стеснялись, но потом как будто забыли о существовании телекамер и показали себя на полную катушку. Американская аудитория была в шоке, увидев себя в неприятном и резком, но истинном свете. Данная картина осуждает сложившийся порядок вещей, а также образ действий потребителей. Авторы картины продемонстрировали эластичную способность человека сопротивляться насильственно вменяемым ложным догмам. В пользу фильма сработали такие факторы, как несколько устаревшее, но изящное режиссерское мастерство Питера Уэйра, обладающего способностью сделать приемлемой в постмодернистском мире достаточно старомодную сентиментальность, а также актерская пластика Джима Кэрри, проявляющаяся в фильме не столько в его знаменитой интенсивной мимике, сколько в психологической гибкости рисунка роли. Его Труман-это еще, конечно, и вариант Форреста Гампа, в котором молчаливое большинство с радостью узнавало себя четыре года назад. Безусловно, Труман и Форрест суть проявления одного варианта. На Трумана в телевизоре аудитория смотрела, как в зеркало. Первоначально роль Кристофа была предложена Деннису Хопперу, но тот покинул съемочную площадку после первого дня съемок. Его в срочном порядке заменил Эд Харрис и в итоге получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар» за лучшего актера второго плана. Много элементов фильма повторяют сюжет романа Филиппа Дика «Time Out Of Joint» 1957 года, в котором повествуется о человеке из 1998 года, для которого правительство создало обстановку 1957 года. Картина также номинировалась на «Оскар» за лучшую режиссуру и сценарий Эндрю Никкола. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучший фильм, сценарий и номинировала Джима Кэрри как лучшего актера, Питера Уэйра как лучшего режиссера и Эда Харриса как лучшего актера второго плана. Фильм получил награду BAFTA за лучшее художественное оформление, оригинальный сценарий, режиссуру, а номинировался за лучшую операторскую работу, спецэффекты, актера второго плана (Эд Харрис) и как лучший фильм. Картина получила «Золотой глобус» за лучшую музыку, актера (Кэрри), а также номинации за лучшую режиссуру, фильм и сценарий. Картина была награждена призом «Золотой сателлит» за лучшее художественное оформление. MTV вручило свой приз Джиму Кэрри, как лучшему актеру, а также номинировало фильм как лучший фильм года. На международном кинофестивале в Валльядолиде картина номинировалась на главный приз «Golden Spike». Также картина получила множество других призов по всему миру. При бюджете в 60 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 240 миллионов и еще 56, 5 миллионов выручила за право использования на территории США.