Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«УБЕЙ ИЛИ УМРИ»
(Uccidi o muori)

Италия, 1966, 94 мин., «Regalfilm»
Режиссер Танио Боччиа, композитор Карло Рустикелли
В ролях Гордон Митчелл, Род Дана, Элина Де Уитт, Фабрицио Морони

Действие фильма происходит в маленьком городке Дикого Запада и его окрестностях. Семья Гриффитов уничтожила всех неугодных ей фермеров и влиятельных жителей города, вынудив их родственников покинуть эти места. И только молодая девушка Лиза решила остаться в этом городе, несмотря ни на что. Гриффиты убили ее отца, а один из них, Честер, убивает каждого, кто начинает ухаживать за девушкой, ибо сам желает стать ее мужем. Однажды в город прибывает загадочный скрипач, который начинает играть в салуне веселые мелодии и собирать деньги. Все это закончилось нападением на него одного из распоясавшихся сынков Гриффита и убийством одного из его людей. Местный шериф посоветовал скрипачу Джерри уехать из города, если он хочет остаться в живых, но тот предпочел остаться и устроился на работу к той самой Лизе. На следующий же день в стычке он убивает наглого сынка Гриффитов и теперь они объявляют ему войну. После этого Джерри решает последовать совету шерифа и уехать из города, но Честер все подстроил так, что теперь Джерри обвиняют в убийстве двух помощников шерифа. Теперь Джерри, чье настоящее имя Ринго, должен восстановить свою честь и избавить город от наглой заразы, носящей фамилию Гриффитов…
Танио Боччиа-совсем малоизвестный режиссер итальянского кино, с работами которого знакомо не так уж и много народу. А, между прочим, он начал свою карьеру с начала 1950-х годов, после чего в начале 1960-х перешел на пеплумы, затем занялся шпионскими фильмами и уже после этого в середине 1960-х годов создал ряд спагетти-вестернов, названия которых также были преданы забвению. Сейчас речь пойдет о первой его работе в жанре вестерна-«Убей или умри», снятой в 1966 году. Несмотря на то, что этот фильм относится к ранним спагетти-вестернам, его авторы не стали подражать американцам и сняли довольно занятное зрелище пусть и на заезженную тему. Личность главного героя устанавливается только в середине фильма, а до этого момента зритель, как и остальные герои, будет гадать, кто этот скрипач, почему он так хорошо умеет обращаться с оружием и знает приемы рукопашного боя. Постепенно, у него завязывается роман с Лизой, но она уже давно сторонится мужчин, ибо каждая новая любовь означает смерть. Честер уже убил двух ее женихов. Однако после того как Джерри подставили, эта девушка почему-то решила забыть все то зло, которое принесли в ее семью Гриффиты и призвала всех помириться. Более того, она даже согласилась выйти замуж за Честера, за представителя клана убийц ее отца и людей, любивших ее. В прологе нам ярко показывают отношение Гриффитов к семье Лизы. Эти люди расстреливают гроб с телом ее отца и со смехом повторяют, что этому человеку здесь не место. И после всего этого Лиза готова все простить и выйти замуж за убийцу своей семьи. Лично я бы на месте Джерри послал бы эту барышню куда подальше, тем более, что она так долго отшивала его, якобы заботясь о его безопасности, а тут практически без боя отдалась врагу. Во второй половине фильма появляется хорошая интрига и перед главным героем ставится серьезная задача-доказать вою невиновность и восстановить справедливость. Для этого ему предстоит уничтожить практически всех Гриффитов и их людей, чем он и займется в финале, позволив режиссеру продемонстрировать неплохое действие, а также забавное сражение с наемным убийцей, которого Джерри когда-то пощадил. Музыкальное сопровождение принадлежит перу Карло Рустикелли…Это был 1966 год, год выхода на экраны шедевра Марио Бавы «Операция страх», к которому Рустикелли также написал саундтрек. Так вот, музыка в этом вестерне по стилю очень похожа на оную из картины Марио Бавы. Она не повторяется, а просто похожа по стилю. Временами попадаются довольно таки мрачные мелодии, словно они предназначались для фильма Марио Бавы, а не для вестерна Танио Бочии. В любом случае, саундтрек является одной из наиболее сильных сторон фильма. «Убей или умри»-довольно качественный и интересный вестерн, который с удовольствием посмотрят все поклонники жанра. Однако к шедеврам эту картину я бы причислять не стал, ибо в ней нет того драйва, той чисто итальянской вестерновой атмосферы, за которую мы любим спагетти-вестерны. Но в то же время подражанием американскому вестерну я бы эту картину ни в коем случае не назвал. Мой вердикт: просто хорошая работа в жанре вестерна.