Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КОРОЛЬ-БРОДЯГА»
(The Vagabond King)

США, 1930, 100 мин., ч/б, «Paramount»
Режиссеры Людвиг Бергер и Эрнст Любич, сценаристы Брайан Хукер, Герман Дж. Манкевич и Джастин Хантли Маккарти
В ролях Деннис Кинг, Жанетт Макдональд, О. П. Хегги, Лилиан Рот, Уорнер Оланд, Артур Стоун, Том Рикеттс, Джин Дуглас

Франция. Средние века. Король Людовик XI приговаривает поэта Франсуа Вильона к смертной казни за сатирические стихи. Повешение решено отсрочить на 24-часовой срок, и за это время Вильону предстоит отразить атаку мятежных бургундцев и влюбиться в прекрасную Катерину…
Впервые история попала на экран еще в 1914 году. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшее художественное оформление.
Одна из более, чем 700 постановок Paramount, снятых в период с 1929 по 1949 год, которые были проданы MCA/Universal в 1958 году для распространения на телевидении и с тех пор принадлежат и контролируются Universal. Хотя он был полностью снят в двухполосном цвете Technicolor, все телевизионные репродукции были черно-белыми. Эрнст Любич руководил повторными съемками, в том числе монтажом в конце фильма, без указания авторства. Жанетт Макдональд жаловалась, что ее коллега по фильму Деннис Кинг все время пытался отодвинуть ее на задний план. Он пытался запечатлеть свое лицо во многих ее крупных планах, что она пошутила, что их большой дуэт «Только роза» должен быть переименован в «Только нос». В хранилище Paramount сохранилась только одна полная цветная копия этого фильма. Франсуа Вийон был самым известным французским поэтом позднего средневековья. Однако он был разыскиваемым человеком, обвиненным как минимум в одном убийстве, организации ограбления и различных действиях, связанных с бандами. В 1463 году он был официально изгнан из Парижа после ареста. Впоследствии он исчез, и достоверных сведений о его дальнейшей судьбе нет. У композитора Рудольфа Фримла в контракте было условие, запрещающее использование сторонних песен в этой постановке. Когда Paramount собиралась изменить название фильма на «Если бы я был королем», она настояла на заглавной песне. Когда Фримлу стало известно о новых песнях, он подал в суд на студию. В результате Paramount снова изменила название на «Король бродяг» и заплатила Фримлу 50 000 долларов за разрешение на использование неоригинальных песен. Художественной оформитель Ганс Дрейер также участвовал в съемках ругой версии этой истории «Если бы я был королем» (1938). Сообщается, что к концу сентября 1929 года над этим фильмом работали пятьсот статистов.
Франсуа Вийон (1431-1463)-поэт французского Средневековья. Первый французский лирик позднего Средневековья. В восемь лет остался сиротой. Фамилию Вийон он получил от усыновившего и воспитавшего его родственника, парижского священника, капеллана церкви святого Бенедикта Гийома Вийона, о котором сам поэт говорил, что он был для него «больше чем отец». В 12 лет поступил на «факультет искусств» (подготовительный факультет) Парижского университета, который окончил в 1449 году со степенью бакалавра, а через три года получил степени лиценциата и магистра, дававшие право преподавать или служить священником. Рожденный и воспитанный в среде парижского мещанства в эпоху обнищания и кризиса Франции после Столетней войны, Вийон оказался среди «деклассированных», однако был вхож и в дом парижского прево Робера д’Эстутвиля, где собирались поэты. В честь своего покровителя Вийон сочинил брачную песнь с акростихом из имени его супруги («Баллада Прево-младожену»). К середине 1450-х годов он уже достиг известности в качестве поэта. Будучи студентом, Вийон принимал участие в разгульной студенческой жизни; вскоре оказался замешанным в уголовных преступлениях. Вечером 5 июня 1455 года на него напал с ножом священник Филипп Сермуаз. В завязавшейся драке-по-видимому, из-за женщины-Вийон смертельно ранил противника и, скрываясь от суда, вынужден был покинуть Париж. Это убийство, акт самозащиты, вполне дозволенный обычаями, не сыграло бы никакой роли в его дальнейшей судьбе. Сам Сермуаз перед смертью простил своего убийцу, признав себя зачинщиком. Королевский суд, на имя которого Вийон подал два прошения, объявил его невиновным. Однако за семь месяцев скитаний вдали от Парижа Вийон, дожидаясь судебного оправдания и оставшись без денег, связался с профессиональными преступниками и уже в октябре, как подозревают, был причастен к двум грабежам. Вернулся в Париж в начале 1456 года. В ночь на Рождество того же года он вместе с тремя соучастниками совершил ограбление Наваррского коллежа, похитив сумму в пятьдесят золотых экю, которую воры тут же поделили, после чего Вийон благоразумно предпочел на время покинуть Париж; в ночь ограбления им написано первое крупное произведение-шуточное послание к друзьям «Les legs» («legs»-«статьи», «пункты»), впоследствии названное «Le petit testament» (Малое завещание). Кража была обнаружена через несколько месяцев, при этом известны стали и имена ее участников-вернуться в Париж Вийон уже не мог. За последующие пять лет скитаний исходил многие области страны от Ла-Манша (Бретань) до Средиземного моря (Руссильон). Недолгое время он находился при дворе Карла Орлеанского в Блуа. Для альбома баллад на тему «От жажды умираю над ручьем», заданную Карлом Орлеанским поэтам его окружения и многократно разработанную самим герцогом, Вийон написал знаменитые стихи, известные под названием «Баллада поэтического состязания в Блуа». По условиям конкурса, поэты должны были написать шуточное стихотворение, но стихотворение Вийона оказалось не шуточным, а полным философского трагизма. Летом 1460 года Вийон в орлеанской тюрьме ждал казни, которой избежал лишь по случайности: Орлеан посетила семья герцога, и в честь въезда трехлетней принцессы Марии в свое наследственное владение заключенные, согласно обычаю, были освобождены из тюрем. В октябре 1461 года Вийон был в тюрьме в городе Мен-сюр-Луаре, однако новый король Людовик XI, направляясь на коронование, проезжал через Мен, в ознаменование чего поэт в числе прочих арестантов получил прощение. В конце того же года Вийон вернулся в Париж и в предчувствии близкой смерти создал свои лучшие произведения: «Epitaphe», вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament», впоследствии названное «Le grand testament». Кроме этих произведений, Вийону принадлежит ряд отдельных баллад, не дошедшая до нас студенческая поэма «Le Romant de Pet-au-Deable» (существование которой некоторыми вообще оспаривается), семь баллад на воровском жаргоне, до сих пор не вполне расшифрованных (их не понимали уже в начале XVI века). В ноябре 1462 года Вийона арестовали по подозрению в краже, скорее всего безосновательному, так как через несколько дней его выпустили на свободу. В том же месяце в уличной драке, затеянной товарищами Вийона, был тяжело ранен папский нотариус. Хотя сам Вийон лишь присутствовал при драке, не принимая в ней участия, он снова брошен в тюрьму, подвергнут пытке водой и осужден к виселице (тогда же он написал «Балладу повешенных» и «Катрен»).
Я-Франсуа, чему не рад,
Увы, ждет смерть злодея,
И сколько весит этот зад,
Узнает скоро шея.
Этот явно несправедливый приговор был по обжалованию заменен десятилетним изгнанием из Парижа и графства Парижского-«принимая во внимание дурную жизнь вышеуказанного Вийона», как гласит протокол от 5 января 1463 года. Через три дня 8 января Вийон покинул Париж, далее его следы теряются. Вийон умер не позднее 1491 года, когда вышло первое издание его произведений (не исправленное). Биография и творчество более тесно связаны у Вийона, чем у какого бы то ни было иного поэта Франции. Большинство его произведений сочинены «на случай». Таково и крупнейшее его произведение «Testament» (Завещание) (к которому примыкают и его мелкие вещи), представляющее синтез всех основных моментов творчества Вийона. Таковыми являются прежде всего контрастность и ирония, лирический субъективизм и крайний сенсуализм (тяготение к чувственной стороне жизни); вся поэтика Вийона построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях Вийона. Он-реалист в том смысле, что в его поэзии-большое количество бытовых образов, контрастирующих друг с другом. Ирония и пародийность лежат в основе замысла «Testament»; здесь традиционная форма «поэтического завещания» дается в бурлескном преломлении: предметом завещания являются безделицы (в связи с его похождениями), вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька, а также баллады, вставленные в текст; эта канва прерывается более или менее обособленными лирическими отрывками (здесь сказалось влияние поэта XIII века Рютбефа с его пародийным «Завещанием осла»). Традиционная, характерная для формалистической и аллегорической поэзии XIV-XV веков баллада у Вийона также часто пародийно снижена; в виде пародии дает он и ультранатуралистические картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы (баллада «Belle leçon aux enfants perdus» из «Testament»), вышибалы («Ballade de la grosse Margot»); в эпизоде с «Прекрасной оружейницей» поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми; наконец в «Epitaphe» реальность переходит в гротескную утрировку: говорят повешенные, тела которых гниют, глаза которых выклевали птицы; к этому присоединено обращение к «людям-братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления (последнее-особенно характерно для Вийона; оно носит чисто субъективный характер).
Свои лучшие лирические стихотворения Вийон создал в этой манере. Можно назвать знаменитую «Ballade de menus propos» («Testament»; все строки начинаются словами «Je congnois»-«я знаю», рефрен же-«Je congnois tout, fors que moy-mesme»-«я знаю все, но только не себя» (подобный прием можно встретить у Кристины Пизанской в «балладе вдовства»), балладу «Ballade du concours de Blois», написанную на конкурс на заданную тему (где Вийон пустил крылатое изречение «Je ris en pleurs»-«смеюсь сквозь слезы»), «Le debat du cœur et du corps de Villon» (Диалог сердца и тела), проникнутый глубоким пессимизмом, как и знаменитая « Ballade des Dames du temps jadis» (Баллада о дамах былых времен, в «Testament», с рефреном «Mais ou sont les neiges d'antan?»-«но где же прошлогодний снег?»). Наконец, любопытна помещенная в «Testament» молитва в форме баллады от имени матери Вийона, простой, набожной женщины, создающая один из сильнейших контрастов в «Testament». Вийон почти не выражает в своей поэзии социального протеста (за исключением эпизода с Александром Македонским в «Testament»), и социальная значимость его творчества, ультрасубъективного по своему характеру-в картинах нищеты, порока, которых так много в его произведениях («Legs», «Testament», а также в воровских балладах). В своей версификации Вийон строго соблюдает канон твердой формы стиха, закрепленный в «Поэтике» Эсташа Дешана: фиксированную строфику, метрику и рифмовку в балладах, рондо, двойных балладах, изобилующих акростихами, анафорами и другими ухищрениями. Сильное влияние на реализм и пародийность Вийона оказали поэты-буржуа XIII-XIV веков (Рютбеф, Жан де Мен-автор продолжения «Романа о розе»), фаблио, а также, как было доказано впоследствии, фламандский фольклор с его натурализмом; на философскую сторону творчества Вийона повлияли поэты XIV века (Эсташ Дешан, Кристина Пизанская, Ален Шартье). Первой книгой французской лирики, выпущенной типографским способом, были стихи Вийона. Громадное влияние Вийон оказал на поэтов конца средневековья и начала Возрождения (Пьер Грэнгуар, Клеман Маро, даже Рабле), а затем влиял на сатириков и реалистов XVII века (Матюрен Ренье, Лафонтен, отчасти Мольер). С похвалой отзывались о Вийоне Буало и Вольтер; в XIX веке Вийону поклонялись и романтики (Т. Готье) и Беранже, сильно напоминающий Вийона; среди парнасцев особенно близки к Вийону по характеру своей поэзии Ж. Ришпен, М. Роллина; немало общего с Вийоном у Поля Верлена и его друга Тристана Корбьера. Своей популярностью в Англии Вийон обязан прерафаэлитам и Р. Стивенсону. Гильома IX иногда называют «Вийоном XII века».