Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ИМПЕРСКАЯ ВЕНЕРА»
(Venere imperiale)

Франция-Италия, 1962, 140 мин., «Cineriz/France Cinema Productions/Royal Film»
Режиссер Жан Делануа, сценаристы Рудольф-Морис Арло, Жан Оранш и Леонардо Бенвенути
В ролях Джина Лолобриджида, Стивен Бойд, Раймонд Пеллегрин, Мишлин Пресл, Массимо Джиротти, Эльза Альбани

Фильм рассказывает о судьбе Полины Бонапарт, средней из трех и самой любимой сестры первого императора Франции Наполеона Бонапарта. Любовные похождения Полины создавали много проблем для Наполеона, однако он всю жизнь поддерживал с сестрой самые добрые отношения, в том числе устроил для нее два выгодных брака и даровал ей титул герцогини. Она, в свою очередь, поддержала его во время изгнания на острове Эльба. Полина, княгиня Боргезе стала воплощением красоты той эпохи, с ее прекрасного тела великий скульптор Антонио Канова ваял образ Венеры…
Итальянская киноакадемия вручила картине свой приз «David di Donatello» за лучшую актрису (Джина Лолобриджида).
Мари-Полетт Бонапарт (1780-1825), более известная как Полина Бонапарт-средняя из трех и самая любимая сестра французского императора Наполеона I. Мари-Полетт Бонапарт родилась на острове Корсика в Аяччо. Из всех сестер была самой красивой. По словам графини А. Потоцкой, самые тонкие правильные черты лица соединялись в ней с удивительными формами. Благодаря ее прелестной внешности никто не обращал внимания на ее ум, и ее любовные приключения служили темой для бесконечных разговоров. С самого юного возраста любовные похождения Полины вызывали толки и доставляли массу хлопот царственному брату, который наконец выдал ее замуж за генерала Леклерка, отправленного в 1802 году на подавление Гаитянской революции. Во время своего пребывания в Вест-Индии Полина не чуралась интрижек с подчиненными своего супруга, после смерти которого вернулась в Европу, где была выдана замуж за принца Камилло Боргезе. По случаю этого брака Наполеон выкупил для Лувра лучшие картины из художественного собрания Боргезе и назначил зятя наместником Пьемонта. Несмотря на благоприятное начало, брак Полины с отпрыском одного из знатнейших семейств Италии через пару лет начал трещать по швам. Большую часть времени супруги проводили порознь. Европа полнилась слухами об экстравагантных выходках французской принцессы-о том, что она восседает на спинах фрейлин как на стульях, а на купанье ее приносят толпы прислужников-негров. В 1806 году Наполеон даровал ей Гвасталлу (с титулом принцессы и герцогини Гвасталльской), которую она позже продала за шесть миллионов франков герцогу Пармскому. Брак Наполеона с Марией-Луизой стал причиной длительной размолвки между братом и сестрой, но после его свержения в 1814 году никто из родственников не был для изгнанника таким подспорьем, как Полина. Распродав свое имущество, она переехала на Эльбу, где находился в ссылке ее брат. После провала «Ста дней» Полина воспользовалась приглашением папы Пия VII и поселилась в Риме. Ее загородный особняк, «вилла Паулина», был обустроен в модном тогда египетском стиле; там же помещалась знаменитая статуя Кановы, на которой Полина представала в облике полуобнаженной Венеры. За несколько месяцев до смерти Полины произошло ее воссоединение с супругом Камилло. Полина умерла от рака и была похоронена в капелле Боргезе в римской церкви Санта-Мария-Маджоре.
Антонио Канова (1757-1822)-итальянский скульптор, наряду с датчанином Бертелем Торвальдсеном, наиболее значительный представитель академического течения в искусстве западноевропейской скульптуры в период неоклассицизма. Крупные собрания произведений Кановы находятся в парижском Лувре и в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Антонио Канова был сыном каменотеса Пьетро Кановы и его жены Анжелы Зардо Фантолини. Его отец умер в 1761 году и мать повторно вышла замуж. Антонио воспитывался дедом по отцу, Пазино Кановой, владельцем каменотесных мастерских. Здесь он получил первые навыки работы по камню. Его первым учителем скульптуры в Венеции был Джузеппе Торретти. В 1770 году Канова поступил на два года в ученики к венецианскому скульптору Джузеппе Бернарди. Затем учился у Джованни Феррари, поступил в Венецианскую академию изящных искусств. В период обучения в Академии получил несколько наград. Во время учебы выполнил несколько работ для местных монастырей. Венецианский сенатор Джованни Фальеро нанял Канову для создания статуй Эвридики и Орфея для сада своей виллы в Асоло. Работа над статуями была начата в 1775 году, и обе были закончены в 1777-м. В 1779 году венецианский прокуратор Пьетро Веттор Пизани заказал скульптору группу «Дедал и Икар». В следующем году он отправился в Рим. Изучение классических произведений способствовало развитию его природных способностей. Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди ваятелей того времени, и известность его росла с появлением каждого нового произведения и распространяясь далеко за пределы Италии. К нему поступали заказы от многих аристократических семейств и царственных особ. Папа Пий VII в 1802 году сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон Бонапарт пригласил его в 1802 году в Париж для изготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ. Шедевр этого времени-Полина Бонапарт в обличии победоносной Венеры. После падения Наполеона, в 1815 году, Канова способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезенные из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в Вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в Золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д’Искиа.
Был первым президентом Папской Римской археологической академии. Несмотря на эти почести и на благорасположение со стороны папы, знаменитый скульптор вследствие размолвки с кардиналами покинул Рим и последние годы своей жизни провел на родине, в Поссаньо, близ Бассано. Он умер в Венеции 13 октября 1822 года и был похоронен в соборе Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари в мавзолее, который сам же спроектировал по образцу пирамидальных римских надгробий. После смерти Кановы в 1822 году Венецианская академия решила поместить сердце Кановы в порфировую урну, и по распоряжению президента академии Леопольдо Чиконьяры была проведена подписка для сбора денежных средств на памятник Канове. В 1827 группой учеников Антонио Кановы этот памятник был построен согласно проекту самого Кановы. В урне, которую держит сильно задрапированная фигура находится сердце Кановы, остальное тело погребено в мавзолее около его дома в Поссаньо. При жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов новейшего времени. В развитии классицистической скульптуры он сыграл столь же ключевую роль, что и Давид-в развитии классицистической живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности. Его надгробия эффектны, портреты-идеализированы. Тем не менее, ни «торжественное спокойствие композиции», ни «ясность и изящество пропорций» не уберегли Канову от обвинений в «холодной отвлеченности образов, сентиментальной слащавости и салонной красивости, безжизненности гладкой, отполированной поверхности мрамора», которые выдвигали против него многие позднейшие историки искусства: Сентиментальность и слащавая, салонная эротика Кановы далеки от идеалов античной классики и сближают его творчество разве что с эклектиком Энгром, как например, в знаменитой группе «Три грации», где от античности присутствует только тема.