Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Ветеран Первой мировой войны Сильвестр Матушка испытывает неодолимую тягу к
поездам. Но если другим нравится на поездах ездить, любоваться их мощью, наслаждаться
скоростью, то Сильвестр мечтает о другом-ему хочется видеть груды разломанного
железа, разорванные котлы паровоза, искореженные рельсы. Не будучи в силах противостоять
этим видениям, Матушка начинает реализовывать их на практике…
В сцене в городе Биаторбаде взорвать настоящий поезд было дешевле, чем модель.
Поскольку виадук не эксплуатировался 5 лет (при реконструкции железнодорожной
линии Будапешт-Хедьешхалом-Райка был проложен новый маршрут, обходящий виадук),
ради фильма рельсы были перестроены, а посередине сделали небольшой изгиб, чтобы
поезд врезался без детонации. Паровоз главного героя был сдан на слом 17 мая
1982 года. Затем он был немного модифицирован. Компания доставила его на место
съемок в трейлере. Съемки состоялись 2 июня 1982 года в 21:29 на слегка наклонной
дорожке, состав из локомотивов и двух вагонов толкал сзади и затем лебедкой
подтягивал к мосту, так что он упал с кривых рельсов в пучину у вершины моста.
Топить паровоз было бы опасно, поэтому пиротехники устроили в паровозе дым и
пар. Затем обломки были помещены с помощью крана в исходное состояние на основе
современных фотографий, поэтому были сделаны записи спасения погибших и раненых.
Сильвестр Матушка (1892-неизвестно)-инженер-механик, совершивший 2 успешные
и по крайней мере 2 неудачные попытки подрыва железнодорожных путей в Венгрии,
Германии и Австрии в 1930 и 1931 годах. Сильвестр Матушка родился в селе Чантавер
в семье башмачника Антала Матушки и Анны Немет. Он потерял отца, когда ему было
10 лет, и его мать вышла замуж за Шандора Кемивеша, бывшего подмастерья отца.
В 1903 году он был зачислен в иезуитскую школу в Калоче, но из-за плохой успеваемости
переведен в гимназию Сабадки. Затем он учился на учителя пения в педагогическом
училище в Калоче, и окончив его, с 1911 года работал учителем в селе Пюшпекхатван
уезда Пешт-Пилиш-Шольт-Кишкун. Через два года он работал учителем в родном селе
и вскоре после этого был призван в армию; служил в подразделениях 6-го пехотного
полка гонведа в Сабадке и Зомборе. После начала Первой мировой войны был отправлен
на сербский фронт, где был ранен в ноябре 1914 года, после чего получил звание
прапорщика и назначен инструктором в офицерскую школу. Через некоторое время,
в 1915 году, отправлен на русский фронт в качестве командира пулеметной роты.
Позднее он был переведен в 6-й пехотный полк гонведа (город Печ), а затем в
Трансильванию, где и закончил войну в звании лейтенанта. После окончания войны
Матушка вернулся в родное село, продолжил работать учителем, и организовал гражданскую
гвардию; весной 1919 года женился на Ирен Дер, учительнице из этой же школы.
Жалования учителя не хватало для его экстравагантного образа жизни, и он также
занялся коммерческой деятельностью, контрабандой, купил магазин специй, который
позже был ограблен. Позже Матушка скупил большое количество соли, керосина,
сахара, спичек и красок из Нови-Сада, Суботицы, Белграда, Болгарии. Эти товары
можно было купить только у него; он часто отсутствовал на своей основной работе,
и его обязанности часто исполняла жена. Директор школы Деже Гаспар считал, что
работа учителя несовместима с коммерческой деятельностью, и настоял на его увольнении.
В 1920 году Матушка купил участок земли в Мезетуре (Венгрия), а в следующем
году был депортирован из КСХС. В 1922 году Матушка получил венгерское гражданство
и переехал с семьей в Будапешт, купив дом на улице Роттенбиллер; на следующий
год он продает участок земли в Мезетуре и покупает многоквартирный дом в Будапеште;
сначала меньше, потом больше. Кроме того, Матушка в разное время своей жизни
в Будапеште имел магазин специй, торговал углем и древесиной, а также спекулировал
акциями. Рассчитывая, что после победы на парламентских выборах в Австрии социал-демократов
цены на недвижимость будут расти, он переезжает в Вену, покупает там три дома
на заемные деньги, и начинает торговлю вином. В 1930 году он с несколькими другими
людьми участвовал в создании так называемого «жилищно-экономического кооператива»
с целью посредничества в строительстве общественных и частных домов. Он намеревался
отремонтировать один из своих домов и продать его позже, поскольку не мог получить
государственное разрешение на строительство как физическое лицо. Жители дома
были с этим не согласны, поэтому завязался судебный процесс, который Матушка
проиграл. Он поджег крышу дома ради финансовой выгоды, получив 180 000 шиллингов
в качестве компенсации; суд не смог доказать его участие в поджоге. В 1929 году
у его жены возникла проблема с легкими, лечение которой, судебные иски и банкротство
бизнеса отняли у него около половины состояния. К 1930 году он многократно привлекался
к судебной ответственности, а осенью того же года заявил о своей финансовой
несостоятельности. Живя в Вене, он также был занят продажей собственных патентов.
В их число входила турбина с медленным водным приводом, которую можно было использовать
для выработки электроэнергии. Еще одним изобретением стало сигнальное устройство,
предупреждающее водителя о препятствии на железнодорожном пути с большего расстояния.
Он также разработал устройство для отключения газа, которое позволяло бы газу
в трубе выходить только в том случае, если бы газ сгорел. Матушка предпринял
по крайней мере две неудачные попытки подорвать железнодорожные пути в районе
Анцбаха в декабре 1930 года (поезд Вена-Париж) и январе 1931 года. Первым успешным
преступлением Матушки было подрыв экспресса Берлин-Базель у города Йютербог
8 августа 1931 года; пострадали более 100 человек. Из-за того, что на месте
преступления, среди прочего, была обнаружена испорченная нацистская газета,
нападение, как полагали, было политически мотивированным. За преступника была
назначена награда в размере 100 000 рейхсмарок. Вторым и наиболее известным
успешным преступлением Матушки был подрыв «Венского экспресса», когда он пересекал
мост у города Биаторбадь недалеко от Будапешта в 12:20 утра 13 сентября 1931
года. 22 человека погибли, еще 120 получили ранения, из них 17-тяжелые. Среди
пассажиров была и актриса Жозефина Бейкер. Матушка совершил это преступление,
поместив многочисленные динамитные шашки в чемодан из коричневого волокна, который
взорвался на виадуке из-за веса поезда, в результате чего двигатель и девять
из одиннадцати вагонов упали в овраг глубиной 30 метров. Матушка был обнаружен
на месте преступления, но, выдав себя за выжившего пассажира, был отпущен. Венгерское
правительство обвинило в случившемся коммунистов и объявило чрезвычайное положение,
остававшееся в силе до октября 1932 года. Вернувшись домой, Матушка подал иск
против железной дороги о возмещении ущерба за якобы уничтоженный багаж, однако
вскоре выяснилось, что он отсутствовал в списке пассажиров; более того, он не
был опознан ни одним из выживших. 10 октября 1931 года он был арестован в Вене,
после чего вскоре признался в преступлении. Матушка был осужден в Австрии за
две неудачные попытки. Позже он был экстрадирован в Венгрию при условии, что
он не будет казнен. Он был признан виновным в убийстве и приговорен к смертной
казни, но приговор был заменен пожизненным заключением по договоренности с Австрией.
Наказание Матушка отбывал в тюрьме города Вац. В тюрьме он рисовал картины,
играл на музыкальных инструментах и даже писал сценарии к фильмам. По словам
бывшего начальника Вацской тюрьмы Белы Верецеи, за два дня до взятия Ваца Красной
Армией, 6 декабря 1944 года, немецкое военное командование потребовало освободить
800 заключенных, в противном случае они будут казнены. Пятьдесят заключенных,
включая Матушку, остались; он верил в то, что знание сербского языка поможет
ему договориться с русскими. Он притворился хирургом, даже какое-то время работал
в советском военном госпитале, а в 1945 году его видели в родном селе. Дальнейшая
судьба доподлинно неизвестна. По одной из версий, в Чантавире он был задержан
партизанами и увезен в тюрьму Нови-Сада, где, предположительно, повесился. По
другой версии, Матушка стал жертвой репрессий югославских партизан против венгерского
населения в 1944-1945 годах и похоронен в братской могиле в Суботице. По третьей
версии, он бежал в ФРГ, где жил со своей дочерью под вымышленным именем и умер
там в 1967 году.
Убийство в Биаторбаде произошло 13 сентября 1931 года, когда Матушка Сильвестр
взорвала часть южного железнодорожного пути железнодорожного виадука Биаторбадь.
Взрыв унес 22 жизни, после чего в Венгрии было введено чрезвычайное положение.
Он применил взрывчатку весом 1, 5-2 кг, которую заранее привез на место происшествия.
Взрывное устройство сдетонировало не под локомотивом, пересекающим путь, как
предполагалось ранее, а между проездом второго и третьего вагонов международного
экспресса, следовавшего по железнодорожной линии Будапешт-Хедьешхалом-Райка
в сторону Вены. Из-за этого локомотив экспресса, проходивший на большой скорости
по разбитому участку пути, и багажный вагон, четыре пассажирских вагона и один
спальный вагон выстроились в очередь после того, как он сошел с рельсов и упал
в пропасть. Остальные вагоны разорванного поезда остались на пути целыми и невредимыми.
Среди погибших четыре члена бригады поезда из десяти человек: машинист локомотива,
кочегар, начальник поезда и проводник поезда. Под обломками было обнаружено
тело машиниста поезда Алахоса Морвея, рука которого сжимала ручку тормоза. Доказано,
что он сразу затормозил поезд, заметив сход с рельсов, и именно благодаря этому
задние вагоны поезда остались на пути. У него было всего пять секунд, чтобы
отреагировать на события, и ему это удалось. В этот момент локомотив, вероятно,
уже находился в воздухе, но машинист еще мог задействовать экстренное торможение,
что вызвало торможение всех осей поезда. Из-за этого за шестым вагоном сломалась
сцепка, и конец агрегата остался на рельсах. Он спас жизни не только тем, кто
ехал в последних шести вагонах, но и тем, кто находился на земле, попавшей под
виадук, так как еще шесть вагонов не упали на них благодаря тормозному эффекту.
Оказалось, что Сильвестр Матушка, убийца, до последнего момента не мог знать,
собирается ли он взорвать экспресс или товарный состав. По расписанию железной
дороги товарный поезд должен был пройти за 15 минут до Венского экспресса. Однако
в ночь покушения товарный поезд задержали, а экспресс пустили вперед. Полиция
нашла на месте происшествия письмо, которое начиналось так: «Рабочие, у вас
нет прав, поэтому мы их используем против капиталистов…». Правительство Дьюлы
Каройи в то время считало это убийство началом более крупной волны коммунистического
террора и использовало это событие для принятия мер против тогдашней незаконной
деятельности коммунистов. Следствие было немедленно начато с большой силой.
На следующий день после убийства был введен общенациональный комендантский час,
который через неделю, 20 сентября, был распространен на всех лиц, подозреваемых
в антигосударственной организации. В конце концов, подозрения сосредоточились
на «печально известном коммунисте и его банде» Мартоне Лейпнике. Однако к тому
времени многие другие коммунисты были арестованы по соображениям безопасности.
Позже в Вене разнеслась неожиданная новость о том, что убийство совершила местный
венгерский купец Матушка Сильвестр. Матушка был арестован 7 октября в австрийской столице, где предстал перед судом
и приговорен к шести годам лишения свободы. В Венгрии его сначала заочно приговорили
к смертной казни, а затем приговор заменили на пожизненное заключение. Матушка
отбывал тюремный срок в Вацкой тюрьме. Когда в 1944 году вошла Красная Армия,
он воспользовался неразберихой, бежал и исчез. Однако статус, введенный после
убийства в Биаторбаде, остался после ареста Матушки. Лидеры нелегальной КМП
Имре Саллаи и Шандор Фюрст, арестованные в июле 1932 года, предстали перед законом,
приговорены к смертной казни и казнены в 1932 году. Согласно распространенному
в то время подозрению, убийство на самом деле было организовано министром обороны
Дьюлой Гембошем с одобрения губернатора Миклоша Хорти. Согласно этой точке зрения,
Гембош и Хорти хотели укрепить свои позиции во власти, объявив чрезвычайное
положение. Некоторые историки и сегодня придерживаются того же мнения и считают
Матушку всего лишь одним из участников убийства, который впоследствии был готов
взять на себя ответственность за все как единственного виновника. Хотя конкретных
доказательств нет, это мнение подтверждается несколькими странностями, окружающими
убийство и его последующее расследование. По некоторым мнениям, билеты для пассажиров
первого класса в поезде не выдавались. Размещение загадочной коммунистической
грамоты на месте. Как Матушка один привез на место двухметровую адскую машину
и залил ее экразитом? Проведение всенародной облавы на коммунистов, которая
начнется немедленно, по заранее разработанному сценарию. Однако этому предположению
сильно противоречит тот факт, что он также был виновником предыдущих взрывов
на железной дороге в Германии и Австрии. Это событие снималось дважды. Сначала
Золтан Варкони в 1959 году под названием «Убийство», а затем Шандор Симо в 1982
году под названием «Виадук». Ныне заброшенный мост через долину был построен
в 1883 году как однопутный виадук через долину ручья Фюзес, второй путь был
проложен по новому параллельному мосту в 1898 году. Нападавший заложил фугасную
мину на правый рельс прямо перед виадуком, которая взорвалась под вторым и третьим
вагонами в 0:20 ночи. Следующие вагоны сошли с рельсов и упали вниз с высоты
26 метров, увлекая за собой локомотив, вагон и сцепленные сзади вагоны. Поскольку
на месте происшествия было обнаружено письмо с угрозами капиталистам, подписанное
«Переводчик», пресса и полиция заподозрили политическое убийство. Существовала
также версия, трактовавшая «Переводчик» как немецкую аббревиатуру и под ней
понимали восточноевропейский отряд международных террористических организаций.
В напряженной политической обстановке-уже ощущались серьезные последствия мирового
экономического кризиса-подозрения переместились на коммунистов, и вскоре следователи
решили, что выдумают виновного в лице жившего в Москве инженера-коммуниста Мартона
Лейпника. Все это было хорошей возможностью для правительства разобраться с
коммунистами, поэтому 20 сентября (через неделю после убийства) действующий
статутный указ был распространен и на антигосударственные движения. Тем временем,
однако, «коммунистическое убийство» было заменено теорией убийцы-одиночки. Газеты
писали, что подобные убийства недавно имели место в Австрии и Германии, но здесь
преступник оставил после себя фашистскую газету и лозунг. Матушка Сильвестр,
39-летний венский заводской рабочий, присутствовавший на месте взрыва, перевязанный
и с ложными ранениями (его фото даже было опубликовано в газетах), вскоре попал
в поле зрения полиции, и его странное, растерянное поведение было замечено многими.
После четырех независимых отчетов полиция начала серьезное расследование и установила,
что Матушки не было среди пассажиров. Матушка был задержан венской полицией
10 октября по подозрению венгров. Установили, что он купил взрывчатку, железные
трубы и шнуры, но объяснил это тем, что владеет карьером, а потом заявил, что
хочет взорвать трубу своего завода. Наконец, 16 октября он признался в двух
убийствах в Австрии и Германии. Суд над ним в Вене начался в июне 1932 года,
он во время суда играл душевнобольного и говорил о новой мировой религии, но
врачи признали его вменяемым и таким образом приговорили к шести годам. В ноябре
1934 года он также предстал перед судом в Будапеште, на этот раз обвиненным
в двадцати двух убийствах. После своих сцен, разыгранных здесь, он снова предстал
перед экспертами по психическому здоровью, и, хотя он был менее осмотрен из-за
политического подтекста, он также был признан допустимым. Он был приговорен
к смертной казни 20 ноября, но виселица ему не грозила: австрийские власти вынесли
ее лишь на том основании, что-поскольку смертная казнь в Австрии не была известна-он
не мог понести более суровое наказание, чем могло быть. дано там. Отбыв наказание
в Австрии, Матушка вернулся на венгерскую землю, тем временем губернатор Миклош
Хорти изменил ему приговор с помилования на пожизненное заключение-согласно
договоренности. Он был заключен в тюрьму Вац, где работал над совершенствованием
своих ранее отвергнутых изобретений, рисовал картины для своей дочери и писал
«пропагандистские сценарии». В ноябре 1944 года, когда советские войска вошли
в Вац, Матушка в суматохе вырвался на свободу и исчез. Обстановка, введенная
после убийства в Биаторбаде, сохранялась даже после ареста Матушки. Незаконные
коммунистические лидеры Имре Саллаи и Шандор Фюрст, арестованные в июле 1932
года, предстали перед законом, приговорены к смертной казни и казнены, несмотря
на протесты международного сообщества, 28 июля 1932 года. Поезда снова ходили
по мосту 3 октября. В 1977 году, когда линия Хедьешальми была электрифицирована,
власть вывела виадук из эксплуатации и передала его муниципалитету, который
к 1996 году восстановил пару мостов, считающихся промышленными памятниками,
а южный мост могут использоваться пешеходы.