Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВОЙНА И МИР»
(War and Peace)

США-Италия, 1956, 210 мин., «Ponti-De Laurentiis Cinematografica»
Режиссер Кинг Видор по Льву Толстому, сценаристы Бриджит Боланд и Роберт Вестерби
В ролях Одри Хепберн, Генри Фонда, Мел Феррер, Витторио Гассман, Оскар Хомолка, Герберт Лом, Хельмут Дантин

В начале XIX века Наполеон управлял большей частью Европы. Армия России, одной из немногих европейских стран, не завоеванных великим полководцем, готовится сразиться с ним в Австрии. Среди русских офицеров Николай Ростов и князь Андрей Болконский. Пьер Безухов, друг князя Андрея, не интересуется борьбой. Его привлекает сестра Николая Ростова, Наташа, но он женится на меркантильной княжне Элен Курагиной. Брак быстро заканчивается, когда Пьер понимает истинную сущность своей жены. Болконский попадает в плен к французам, позднее освобождается. Его жена умирает при родах. Князь Андрей влюбляется в Наташу Ростову, но его отец требует отложить заключение брачного союза на год. В то время как Болконский с армией находится в Польше, Наташа увлекается Анатолем Курагиным, негодяем и распутником. Пьер Безухов открывает Наташе прошлое Анатоля, прежде чем она сбежит с ним. Армия Наполеона вторгается в Россию. Пьер навещает князя Андрея перед битвой и наблюдает за сражением. Потрясенный бойней, он клянется лично убить Наполеона…
Бюджет фильма составил 6 миллионов долларов. Впервые роман был экранизирован еще в 1915 году. Фильм был номинирован на премию «Оскар» за лучшую режиссуру, операторскую работу и дизайн костюмов. Фильм получил «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм, а номинировался за лучшую режиссуру, актрису (Одри Хепберн) и актера второго плана (Оскар Хомолка). Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшую актрису (Одри Хепберн) и как лучший фильм года. Первый вариант сценария содержал 506 страниц, что в пять раз превышает размер среднего сценария. В начале апреля 1955 года Дино Де Лаурентис и Кинг Видор предложили главные роли супругам Мелу Ферреру и Одри Хепберн. Съемки начались 4 июля 1955 года и проходили в Италии, студийные эпизоды снимали в Риме и в павильоне на студии «Чинечитта», сцены переезда-в Фелонике, массовые батальные сцены-в Пинероло, зимние сцены-в Финляндии. Гонорар Одри Хепберн был самым высоким, который когда-либо получала актриса до этого времени. За двенадцать съемочных недель она получила 350 тысяч долларов; на повседневные расходы-500 долларов в неделю, плюс 27 500 долларов за каждую неделю работы сверх съемочного плана. Ей предоставлялся автомобиль с шофером на двадцать четыре часа в сутки на весь период съемок. Ее одобрение должны были получить сценарий, актерский состав, оператор и гримеры. Когда Хепберн сообщили о ее рекордном гонораре, она сказала своему агенту Курту Фрингсу: «Я не стою этого. Это невозможно. Пожалуйста, не говорите никому». Из-за десятичасового рабочего дня, выкидыша и общей слабости, Хепберн позже говорила, что роль Наташи была самой сложной в ее жизни. На роль Пьера Безухова Одри Хепберн предлагала Питера Устинова, продюсер картины Дино Де Лаурентис видел в этой роли Грегори Пека, партнера Одри Хепберн по «Римским каникулам». Режиссер Кинг Видор был за Пола Скофилда, Стюарта Грейнджера или Ричарда Бертона. Также рассматривались кандидатуры Джино Черви, Массимо Серато, Себастьяна Кэбота. Марлон Брандо отказался играть Пьера Безухова, так как не хотел работать с Одри Хепберн. Через некоторое время после выхода фильма Генри Фонда признался в том, что знал о значительной разнице в возрасте между ним и его персонажем Пьером Безуховым и что снялся в картине только из-за денег. Фредрик Марч пробовался на роль Кутузова. Арлин Даль была утверждена на роль Элен, но из-за болезни ее пришлось заменить Анитой Экберг. Джереми Бретт был выбран на роль Николая Ростова отчасти потому, что был внешне похож на свою экранную сестру Одри Хепберн. Одри Хепберн попросила Юбера де Живанши заняться костюмами для Наташи Ростовой, но он отказался, так как полагал, что работа над «историческими» костюмами подорвет авторитет лидера в современной моде, но он несколько раз прилетал в Рим, чтобы оценить выбор тканей и цветов для туалетов Хепберн в «Войне и мире». В качестве статистов в батальных сценах было задействовано от 5 до 8 тысяч итальянских солдат. Более 100 тысяч комплектов военной формы, костюмов и париков были изготовлены по оригинальным гравюрам и картинам эпохи Наполеона. На время съемок батальных сцен продюсеры наняли 65 врачей, которые были одеты в солдатскую форму и рассеяны по всей местности, чтобы оказать помощь в случае травмирования кого-нибудь из статистов или каскадеров. В сцене, когда Ростовы приглашают князя Андрея отправиться с ними на охоту, Джереми Бретт-единственный из актеров, кто скачет на настоящей лошади. Одри Хепберн, Генри Фонда, Мэл Феррер, Барри Джонс и Мэй Бритт во всех своих крупных планах сняты на механических лошадях. Кинг Видор сам режиссировал эпизод Бородинского сражения, вместо того, чтобы передать его второму режиссеру, как это делалось обычно. Голоса шведских актрис Мэй Бритт и Аниты Экберг были дублированы другими актрисами. В эпизоде, когда Наташа навещает раненого князя Андрея, использована запись известного романса «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Георгия Виноградова, аккомпанемент на гитаре-Александр Иванов-Крамской. Существуют два различных варианта главных титров. Они оба на английском языке. В первом состав исполнителей расположен на нейтральном фоне, в другом-на фоне фрагментов картин Наполеона перед его войсками. Несмотря на звездность состава и масштабность, фильм не снискал успеха у американской и западноевропейской публики. Зато в СССР фильм стал очень популярным, спровоцировав экранизацию романа Сергеем Бондарчуком, которая впоследствии получила «Оскар». В рецензиях на фильм об Одри писали хорошо и большей частью с уважением. Самый резкий отзыв принадлежал английскому критику Полу Дену, который писал, что «ее хорошенькое личико с большими глазами московитки, одновременно вызывающее в памяти мордочку олененка и облик фавна, ничуть не меняется». Дайлис Пауэлл признавала, что Наташа «не становится более зрелой», но добавляла при этом, что названный недостаток, хотя и правильно отмечаемый многими, «делает бедную девушку подобной какой-нибудь разновидности портвейна или сыра». С. Э. Лежен, сочетая резкость суждения с похвалой, заявил, что «будучи в определенном смысле анахронизмом, она все же очаровательная маленькая гусыня». Кинг Видор: «Всякий раз, когда мне задают самый озадачивающий из всех возможных вопросов: «Кто ваша самая любимая актриса из тех, которые снимались у вас-в голову сразу же приходит это имя». Не было никакой необходимости называть его: их взаимное притяжение заметно в каждом кадре «Войны и мира». Он навсегда сохранил свою убежденность в том, что Одри с его точки зрения, «идеально» подходит для этой роли. Видор все же боялся, что «она, возможно, будет не соответствовать русскому представлению об этой роли». И тем не менее, когда русские сделали свою собственную экранизацию «Войны и мира» в 1966 году (постановка Сергея Бондарчука), «они взяли на роль Наташи актрису Людмилу Савельеву-отметил Видор с самодовольным чувством свершившегося воздаяния-которая в точности соответствовала типу Одри». В целом, фильм получил неоднозначные отзывы критиков. Персонажу Одри Хепберн должно было быть тринадцать, когда фильм начинается. Когда вышел этот фильм, ей было двадцать семь. Позже Генри Фонда признался, что с самого начала знал, что слишком стар для своего персонажа, и снял этот фильм только из-за денег. На роль Пьера рассматривался Марлон Брандо, но он не хотел работать с Одри Хепберн. Зарплата Одри Хепберн в размере трехсот пятидесяти тысяч долларов за этот фильм была самой высокой зарплатой, которую когда-либо получала актриса. Для съемок эпических батальных сцен продюсеры наняли шестьдесят пять врачей, переодели их в солдат и разбросали по всей локации, чтобы позаботиться о статистах или каскадерах, которые могли получить травмы во время съемок сцен. Режиссер Кинг Видор сказал несколько лет спустя, что он предпочел бы, чтобы Питер Устинов сыграл Пьера, а Пол Скофилд был его вторым выбором. С другой стороны, он никогда не рассматривал на роль Наташи никого, кроме Одри Хепберн. Генри Фонде было пятьдесят лет, когда был снят этот фильм. Изначально его персонажу должно было быть двадцать. Он получил роль по рекомендации своей партнерши по фильму «Римские каникулы» (1953) Одри Хепберн. Кинг Видор руководил огромным эпизодом Бородинской битвы, а не оставлял его второму режиссеру подразделения, как это было принято. Джереми Бретт был выбран на роль Николая отчасти потому, что считалось, что он похож на свою экранную сестру Одри Хепберн. В сцене, где Ростовы приглашают князя Андрея отправиться с ними на охоту, Джереми Бретт-единственный актер, никогда не ездивший на механической лошади. На всех его кадрах он явно сидит на живой лошади. Одри Хепберн, Генри Фонда, Мел Феррер, Бэрри Джонс и Мэй Бритт явно на механических лошадях в своих близких планах. Монтгомери Клифт отказался от роли Пьера. Генри Фонда утверждал, что согласился сниматься в этом фильме после прочтения версии сценария, написанной Ирвином Шоу, и был очень недоволен, когда его переписали другие. Он также утверждал, что продюсер Дино Де Лаурентис впадал в припадки ярости всякий раз, когда видел его в очках, как и должен делать персонаж Пьера. Дино Де Лаурентис настаивал на том, что это не было героическим, что навело Фонду и директора Кинга Видора на мысль, что он никогда не читал книгу. Фонда и Видор пользовались очками только в те дни, когда Дино Де Лаурентис не посещал съемочную площадку (которых, к счастью, было довольно много). Герберт Лом повторил свою роль Наполеона Бонапарта из «Молодого мистера Питта» (1942), в котором Джон Миллс (Платон Каратаев) сыграл Уилльяма Уилберфорса. Генри Фонда позже сказал: «Когда я впервые согласился, сценарий Ирвина Шоу был хорош, но что случилось? Кинг Видор обычно возвращался домой по ночам со своей женой и переписывал его. Весь гений Толстого вылетел из окна». Генри Фонда был на двадцать четыре года старше своей партнерши по фильму Одри Хепберн. Итальянский режиссер Марио Солдати снял около трети фильма, включая вступление армии в Москву, их отступление, переход через Березину и сцены в загородном доме Болконского. Он появляется только в титрах как второй режиссер. Вопреки тому, что некоторые могут подумать, Кинг Видор действительно руководил Бородинской битвой. В то время в газетах США упоминалось о трех конкурирующих постановках романа Толстого: Александр Корда пытался смонтировать версию, в которой Орсон Уэллс будет режиссировать сэра Лоуренса Оливье, Вивьен Ли и самого себя, а импресарио Майк Тодд планировал снять фильм со своей женой Элизабет Тейлор. Продюсер Дино Де Лаурентис был первым с этим фильмом, четвертым по величине кассовым фильмом 1956 года, собравшим двенадцать с половиной миллионов долларов при бюджете в шесть миллионов долларов.