Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПЛОХИЕ СПЯТ СПОКОЙНО»
(Warui yatsu hodo yoku nemuru)

США, 1960, 150 мин., ч/б, «Toho Company/Kurosawa Production Co.»
Режиссер и сценарист Акира Куросава, сценаристы Хидео Огуни и Эйджиро Хисаита
В ролях Тосиро Мифунэ, Масаюки Мори, Кеко Кагава, Тацуя Михаши, Такаши Шимура, Ко Нисимура, Такеши Като

Молодой человек Коити Ниси жаждет отомстить за смерть отца, которого принудил к самоубийству вице-президент крупной земельной компании. Ради того, чтобы посадить в тюрьму соучастников преступления, Ниси использует чужие документы (Ниси-не его настоящее имя), нанимается секретарем в ту самую компанию, выходит в доверие к вице-президенту Ивабути и сыну Ивабути, даже женится на его дочери Есико. На свадьбу Ниси и Есико приносят большой праздничный торт в виде дома, из которого выпал отец главного героя, после чего главы компании понимают, что за ними кто-то охотится…
По мнению Р. Юренева, «в образной системе фильма сказались и сила, и слабость идейных позиций Куросавы. Он смело пошел на бой с капиталистическими нравами, но не нашел иных способов борьбы, кроме индивидуального подвига, мести одиночки, побуждаемого оскорблением и гибелью своего отца». Усматривая гамлетовские параллели, Виктор Распопин пишет, что фильм выворачивает «шекспирову проблематику наизнанку, ибо сила Гамлета-в его слабости, а сила Ниси-в злости, пока она у него не иссякла». Акира Ивасаки писал: Куросава создал произведение большой силы. В фильме с огромной убедительностью показана ненависть простого человека к социальной несправедливости. Картина чрезвычайно искусно построена и полностью захватывает зрителя. Единственный недостаток фильма его сюжетные хитросплетения, которые отвлекают зрителя от главной темы. Следующие один за другим неожиданные повороты действия приводят к тому, что фильм начинает восприниматься как обычная драма мести, наподобие «Графа Монте-Кристо». Происходит много событий, прежде чем мстителю удается достичь своей цели и покарать зло. Однако в это время мститель сам оказывается в роли того, кому мстят, и победа в конце концов остается на стороне высоко-поставленной продажной клики. Сюжетные хитросплетения приводят к тому, что подлинная проблематика отступает на второй план. Один из самых социально острых фильмов Куросавы и вольная экранизация трагедии Уилльяма Шекспира «Гамлет». Первый фильм Куросавы в качестве независимого продюсера, снятый им для собственной компании. Идеи для фильма исходили от племянника Куросавы, Майка Ю. Иноуэ, который хотел стать сценаристом и отдавал свои сценарии своему дяде. Куросаве это понравилось, и он внес предложения, на которые Иноуэ потратил 6 месяцев, переписывая сценарий под названием «Процветание плохих людей». Куросава вместе с несколькими другими еще больше переработал его в окончательную версию, хотя Иноуэ не получил признания на экране. «Кеко Кагава» носила неравномерную обувь и наколенник, чтобы сделать хромоту ее персонажа более правдоподобной и реальной. В интервью 1996 года Масару Сато заявил, что его музыкальное сопровождение к фильму было его собственной интерпретацией «большого злого корпоративного мира» через фразу, которую он всегда слышал в отношении корпоративного мира; «Это джунгли», что вдохновило его на «создание атмосферы джунглей в музыке» для фильма. По мотивам шекспировского Гамлета.
Сцену свадебного приема снимали более двух недель. Это было первое совместное производство недавно созданной компании Куросавы Kurosawa Production и Toho. Название буквально переводится как: «Чем хуже человеку, тем лучше он спит». Композитору фильма Масару Сато дали всего одну неделю, чтобы написать музыку к фильму. Индийцы сняли ремейк «Игра со смертью» (1993). На Берлинском кинофестивале картина номинировалась на «Золотого медведя».