Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ, ТИГРОВАЯ ЛИЛИЯ?»
(What's Up, Tiger Lily?)

Япония-США, 1966, 80 мин., «American International Pictures/Toho Company»
Режиссеры Вуди Аллен и Сэнкити Танигути, сценаристы Вуди Аллен, Фрэнк Бакстон и Луиза Лассер
В ролях Вуди Аллен, Фрэнк Бакстон, Луиза Лассер, Джули Беннетт, Лен Максвелл, Микки Роуз, Татсуя Михаши, Джо Батлер

Фил Московиц-секретный агент-неудачник, нанятый правителем одной маленькой азиатской страны, чтобы отыскать украденный кулинарный рецепт «лучшего в мире яичного салата». Концовка фильма никак не связана с остальным сюжетом: фотомодель Чина Ли, которая до этого в ленте нигде не появлялась и не упоминалась, танцует стриптиз. Вуди Аллен, лежа на диване, объясняет зрителю, что он «обещал приткнуть ее куда-нибудь в фильме». Во время стриптиза в правом углу экрана идут стандартные титры, которые заканчиваются словами «Если вы читаете это вместо того, чтобы смотреть на девушку, обратитесь к психиатру или окулисту». Фильм насыщен каламбурами и шутками, основанными на стереотипах о Востоке…
Это был режиссерский дебют Вуди Аллена. Добавление выступления группы «The Lovin 'Spoonful» было навязано студией, чтобы увеличить время картины. Вуди Аллен был настолько возмущен этим, что пригрозил подать в суд на студию, хотя позже отказался, когда фильм стал хитом. Вуди Аллен и группа друзей написали для фильма всего 60 минут диалогов. Дополнительные 20 минут были записаны с участием актера, имитирующего Аллена, а также кадры из выступления группы «The Lovin 'Spoonful». Эти дополнения были сделаны без консультации с Вуди Алленом. American International Pictures купила японский фильм 1965 года «Ключ от ключей» за 66 000 долларов. Однако студия быстро поняла, что это слишком запутывает западную аудиторию. Президенту AIP Генри Дж. Саперштейну пришла в голову идея превратить оригинальный загадочный триллер в комедию, дублируя его другим диалогом. Поскольку Вуди Аллен только что добился неожиданного успеха своим сценарием «Что нового, кошечка?» (1965), Саперштейн нанял его. Первоначально проект был предложен Ленни Брюсу, но он отказался и предложил вместо этого предложить его Вуди Аллену. Это был первый фильм Вуди Аллена, в котором он сыграл самого себя. Позже он снова сделает это в картине «Сладкий и гадкий» (1999). Сюжет оригинального японского фильма-о поиске секретного микрофильма, а не рецепта яичного салата. Во время постпродакшена оригинальная часовая телевизионная версия Вуди Аллена была расширена без его разрешения, чтобы включить дополнительные сцены из фильма «Международная тайная полиция: бочка с порохом», третьего фильма из серии «Международная тайная полиция», и музыкальные номера группы «The Lovin 'Spoonful» без согласия Аллена. Они также дублировали его голос в финальных титрах. Этот опыт помог убедить Аллена в том, что он должен обеспечить творческий контроль над всеми своими будущими проектами. Группа выпустила альбом саундтреков. Луиза Лассер, которая в то время была замужем за Алленом, была одним из актеров озвучивания для «нового» саундтрека к диалогу. По словам Чарльза Джоффе, давнего менеджера Вуди Аллена, в интервью The Los Angeles Times в 1998 году написание диалогов было сложной задачей, а иногда и раздражающей. Джоффе сказал, что посещал просмотровые сеансы, которые проводились в номере нью-йоркского отеля Stanhope. «Было много смеха, но это был более сложный проект, чем кто-либо ожидал. Сценария не было. Исполнительный продюсер Генри Дж. Саперштейн понятия не имел, что он собирался получить». «У нас были ручки и карандаши»-сказал Микки Роуз, с которым Вуди Аллен работал над фильмами «Бери деньги и беги» и «Бананы». «Мы включили проектор для сцены, затем остановились и попытались что-то придумать. Наконец, мы решили получить сценарий фильма, чтобы увидеть, что на самом деле говорят актеры». Саперштейн: «Шутки шли в пулеметном стиле. Персонаж проходил через дверь, и Вуди говорил: «Мне нужна шутка про дверь», и они отпускали около 200 шуток про дверь». Исполнительный продюсер Генри Дж. Саперштейн сначала обратился к Ленни Брюсу, чтобы спасти оригинальный фильм от неминуемой катастрофы. Саперштейн, который привез японскую «Годзиллу» в Америку и чьи заслуги охватывают основополагающий фильм о роке «Big T.N.T. Show» (1966) и диснеевский боевик «Мистер Магу», сказал, что он был вынужден купить фильм для внутреннего проката, чтобы поддерживать хорошие отношения с Toho, легендарной студией, производившей популярные на тот момент научно-фантастические фильмы о монстрах. Это было незадолго до того, как у покупателя проснулись угрызения совести. «Это был отличный фильм в стиле Джеймса Бонда-вспоминал он в телефонном интервью-очень хорошо сделанный, за исключением того, что все были японцами. Что вы будете делать с этим? Зрители будут смеяться над вами прямо из кинотеатров. Но что вы делаете, когда думаете, что кто-то может смеяться над вами? Я решил сделать нашу собственную пародию». Саперштейн обратился к Брюсу с просьбой предоставить новый саундтрек, но легендарный комик отказал ему, когда сказал, что он не может использовать «слова из четырех букв». «Брюс сказал, что в Нью-Йорке есть молодой парень, который очень хорош, и я должен его разыскать. Я еду в Нью-Йорк, чтобы увидеть выступление Вуди Аллена, и я сказал себе: «Это тот парень». Я пошел за кулисы, и он перевернул эту идею. Я и не мечтал, что фильм станет классикой». Китаянка Ли, которая исполняла стриптиз во время финальных титров, пока Вуди Аллен смотрит телевизор, была названа девушкой месяца журнала Playboy 1964 года. Она была первой американкой азиатского происхождения, ставшей «девушкой месяца». Согласно интервью, она сказала, что сцену раздевания она очень усердно лоббировала с Вуди Алленом, который был другом ее тогдашнего приятеля, комика Морта Сала. American International Pictures купила японские фильмы «Международная секретная полиция: Бочонок пороха» (1964) и «Международная секретная полиция: Ключ всех ключей» (1965) за 66 000 долларов. Однако поняв, что такими третьесортными клонами «Джеймса Бонда» американского зрителя не заманить, представители студии обратились к Вуди Аллену, чтобы тот переозвучил ленты и превратил их в комедии, оценив талант молодого актера и сценариста по прошлогоднему фильму «Что нового, киска?». Аллен взялся за работу, пригласив Луизу Лассер (она в этом же году стала его женой) и музыкантов группы «The Lovin' Spoonful». Полностью наложив новый звукоряд и поменяв местами некоторые сцены, удалось превратить серьезную шпионскую картину о пропавшем микрофильме в комедию об украденном кулинарном рецепте. После окончания работы Вуди Аллен уяснил себе, что производство своего фильма надо всегда держать под жестким контролем до самой премьеры: так, во время постпродакшен было значительно увеличено количество музыкальных номеров «The Lovin' Spoonful» (12 композиций, что позволило группе после выпустить отдельный альбом с саундтреком). Двадцать из 80 минут фильма, оказалось, озвучивает не сам Вуди Аллен, а кто-то с похожим голосом. На все это Вуди Аллен никакого согласия не давал, и даже хотел подать на студию в суд, но отказался, когда увидел, что фильм полностью окупился и принес хорошую прибыль. После этого были созданы несколько фильмов, напрямую использующие режиссерские находки Аллена: «Свирепые женщины-борцы за свободу» (1982), «Человек по имени…Рейнбо» (1990), «Кунг По: Нарвись на кулак» (2002).