Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«УИНСТЕНЛИ»
(Winstanley)

Великобритания, 1975, 95 мин., ч/б, «BFI Production»
Режиссер и сценарист Кевин Браунлоу по Дэвиду Коте, сценарист Эндрю Молло
В ролях Майлз Холливелл, Джером Уиллис, Терри Хиггинс, Фил Оливер, Билл Петч, Дэвид Брэмли, Барри Шоу

Среди колоритных фигур, появившихся на сцене английской истории в бурные 40-е годы XVII века, когда, по выражению современников, «мир перевернулся вверх дном», Джерард Уинстенли занимает особое место. Оказавшись на ней по сути лишь на короткий миг-с весны 1649 по весну 1650 года, он оставил неизгладимый след в памяти не только своего народа, но и всего цивилизованного человечества…
На международном кинофестивале в Вальядолиде картина получила специальный приз.
Джерард Уинстенли (1609-1676)-английский социалист-утопист XVII века, руководитель и идеолог движения диггеров. Родился в городе Уиган в семье торговца шелка и бархата Эдуарда Уинстенли. Джерард не получил систематического образования. С 1630 жил к середине 1640-х гг., ко времени установления в Англии республики. Прибегая к мистической аргументации, Уинстенли в многочисленных памфлетах (начиная с «Нового закона справедливости», 1649) изложил свое социальное учение, составными частями которого являются «закон социальной справедливости», обоснование необходимости демократического аграрного переворота, проект «Свободной Республики». «Новым законом справедливости» Уинстенли назвал бесклассовое общество, не знающее частной собственности, денег, купли-продажи, работы по найму, имущих и неимущих. Установлению этого «закона» должен был предшествовать демократический аграрный переворот, предусматривавший право бедняков безвозмездно обрабатывать общинные пустоши, а также освобождение копигольда и превращение его во фригольд. Выступал за самоуправление городов и против централизации. Призывал бедные общины Англии восстать для защиты собственных прав и интересов. В сочинении «Закон свободы» выразил критику тогдашнего олигархического строя, а также представил проект конституции, которая могла бы установить справедливое общественное устройство не в далеком будущем, но в любой ближайший момент. Главным условием Уинстенли считал отмену частной собственности, которую он понимал как право богачей присваивать себе землю. Многие идеи Уинстенли впоследствии были развиты Уилльямом Годвином и Прудоном. Осуществление аграрного переворота Уинстенли считал непременным условием победы республики над монархией. В 1649 Уинстенли возглавил выступление диггеров («истинных левеллеров», в отличие от последователей Лильберна), крайне левого крыла революционной демократии в период Английской буржуазной революции XVII века, которые выражали интересы городской и особенно деревенской бедноты и выступали за совместную обработку общинных земель. Выступление знаменовало кульминационный пункт развития революционно-демократического движения в Англии в середине XVII века. Уинстенли стал одним из первых выразителей интересов экспроприированных народных масс. Основал близ местечка Кобем колонию диггеров, ставшую первым в новой истории коммунистическим экспериментом. После разгрома колонии (весна 1650) Уинстенли написал свое идеологическое завещание-коммунистическую утопию «Закон свободы» (1652), в которой впервые отчетливо связал социальные идеалы коммунистического общества с чаяниями бедноты, а свободу гражданина характеризовал прежде всего как свободу от нужды. Сочинение проникнуто идеями «уравнительного коммунизма», который Уинстенли пытался претворить в жизнь мирными методами. В предисловии, в форме обращения к Кромвелю, автор дает резкую критику существующих порядков; в первых трех главах изложены теоретические рассуждения о свободе и о монархическом и республиканском образе правления; с четвертой главы начинается картина идеального общественного устройства. Главные черты его таковы: земля общая; в промышленности господствует домашнее производство; распределение происходит при помощи общественных магазинов; обучение и труд всеобщи и обязательны; центральная власть-в руках парламента, местная-в руках различных должностных лиц; войско и духовенство имеются, но обязанность последнего ограничивается просвещением народа, ибо религии, основанной на сверхчувственном, не существует; брак свободен и совершается без всяких формальностей; он обязателен в случае доказанной связи, приведшей к рождению ребенка; наказания, вплоть до смертной казни, существуют; высшие наказания постигают уличенных в купле и продаже; золото и серебро, как и у Мора, идут только на утварь. Остаток жизни Уинстенли провел среди квакеров и частью проникся их воззрениями. В обосновании своего социально-политического идеала Уинстенли не вполне освободился от теологии, но в основном перешел на позиции рационализма и трактовал теорию естественного права в духе решительного отрицания частной собственности. Материалистически истолковывал вопросы этики и морали. Черты реально существовавшего тогда в Англии способа производства сочетаются у Уинстенли с коммунистическим принципом распределения путем прямого продуктообмена. Политический идеал Уинстенли-последовательно демократическая республика. С большой долей вероятности устанавливается влияние сочинений Уинстенли, и прежде всего его «Закона свободы», на так называемые кооперативные утопии Уилльяма Ковелла «Декларация парламенту» (1659) и Питера Корнелиуса Плокбоя «Путь, предложенный с целью сделать бедных этой нации счастливыми» (1659). Имеются основания считать, что сочинения Уинстенли были известны и читались и в XVIII веке, в частности экземпляр «Закона свободы» был подарен Генри Филдингу. Имя Уинстенли находилось на обелиске в честь социальных мыслителей в Александровском саду возле стен Московского Кремля. Используемые доспехи были настоящими доспехами 1640-х годов, позаимствованными из Лондонского Тауэра. Писательница Марина Левицкая, наиболее известная своим дебютным фильмом 2005 года «Краткая история тракторов на украинском языке», выступила языковым консультантом в фильме, консультируя сценаристов-режиссеров по английскому языку того времени.