Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НОЧНОЙ ПОТОК»
(Yoru no nagare)

Япония, 1960, 110 мин., «Toho Company»
Режиссеры Юдзо Кавасима и Микио Нарусэ, сценаристы Тосиро Идэ, Юдзо Кавасима и Дзензо Мацуяма
В ролях Йоко Цукаса, Исузу Ямада, Акира Такарада, Тацуя Михаши, Юми Сиракава, Такаши Шимура, Айко Мимасу

На улице Ханаяги, что находится близко к центру Токио, расположен чайный дом «Ситифуку», в котором протекает размеренная жизнь жриц любви. Две главные героини этого фильма-Ая Фудзимура и ее дочь Мияко. 46-летняя Ая работает в заведении, в то время как дочь пока еще не определилась с выбором профессии, но мать мечтает о том, чтобы Мияко пошла учиться в колледж. Мияко не знает кто ее отец, так как мать скрывает от нее тот факт, что им является один из соучредителей заведения, уважаемый и богатый господин Коитиро Синода. В этот период, взаимоотношения между Синодой и Аей имели чисто коммерческий интерес: она, будучи старшей из гейш, предоставляла ему для развлечений девушек из чайного дома. Сама же Ая, в настоящем, имела тайную любовную связь с поваром заведения-молодым парнем по имени Ита, калекой, отрезавшем себе часть ноги после обморожения, полученного в сибирском ГУЛАГе. Драматизм повествования накаляется, когда мать узнает, что ее дочь Мияко также влюблена в Ита. Когда о взаимоотношениях Аи и Ита становится известно во всем Районе Красных Фонарей, назревает скандал. Господин Синода отстраняет Аю от ведения дел в заведении, приведя на ее место свою новую фаворитку. Любовник Ита бросает ее и уезжает в Киото. Мияко же собирается пойти по стопам матери, начав учиться ремеслу гейши. В последних кадрах фильма мы видим Аю, собирающуюся уехать вслед за возлюбленным Ита в Киото, хотя сама даже не знает, нужна ли она ему. Параллельно с историей о любовном треугольнике между Аей, Мияко и Ита, авторы рассказывают зрителю и о не менее драматических судьбах других гейш из этого дома. И здесь тоже не обойдется без любовного треугольника: гейша по имени Масаэ влюблена в продавца тканями Такигути, но ей не дает покоя бывший муж Нодзаки. В результате ревнивый Нодзаки затянет под поезд Масаэ, убив себя и ее…
Уникальность всего проекта заключается прежде всего в том, что фильм снят двумя мастерами разных поколений. Представитель старой школы японского кинематографа Микио Нарусэ (начавший свою режиссерскую деятельность в 1930 году) снимал свои эпизоды. С ним работал над сценарием его сюжетной линии свой сценарист Тосиро Идэ и свой оператор Дзюн Ясумото. Более молодой режиссер Юдзо Кавасима (дебютировавший в режиссуре в 1944 году) работал параллельно в других павильонах со своим сценаристом Дзэндзо Мацуямой и своим же оператором Тадаси Иимурой. Причем они снимали не две различных новеллы, а разрабатывали разноплановые истории из жизни гейш в одном чайном доме, а затем переплели свои истории воедино при помощи монтажа. Нарусэ акцентировал внимание на показе старшего поколения и более драматичного повествования, Кавасима же снимал о молодежи и внес в фильм легкий юмор (он и зарекомендовал себя до этого именно как мастер комедий в студии «Офуна» кинокомпании «Сетику», а позднее в компании «Никкацу»). Кавасима также придал фильму некоторую американизированность-курсы английского языка для гейш, большие американские автомобили, джаз и вечеринки в рокабилли-баре с барменом-американцем (японцы на пороге шестидесятых были под сильным американским влиянием).