Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДЕЗЕРТИРЫ И СТРАННИКИ»
(Zbehovia a putnici)

Чехословакия-Италия, 1968, 100 мин., «Slovenska filmova tvorba Koliba/Ultra Film»
Режиссер и сценарист Юрай Якубиско по Ладиславу Тазки, сценаристы Альберто Либерати и Пауло Ружьеро
В ролях Микулаш Ладизински, Яна Стехнова, Аугустин Кубан, Хелена Горовова, Магда Васарева, Александра Секулова

Возрождающий на экране средневековые мистерии антивоенный фильм-триптих, включающий три новеллы о путях, ведущих к смерти. Опираясь на свою необузданную фантазию, которая вдохновлялась то картинами Шагала, то ярмарочными зрелищами, то орнаментами национального костюма, то наивной живописью на стекле, Якубиско обращается к кровавой истории человечества, представленной в фильме апокалиптической реальностью революций («Дезертиры»), войн («Доминика») и грядущей атомной катастрофы («Странники»). Временами сам, становясь за камеру (новеллу «Дезертиры» Якубиско полностью снимал и как оператор), он создает жестокое, ужасающее своим пророчеством и цветовым видением бредовое зрелище, полное страстей, животной агрессии и трагического осознания тщетности благих намерений. В фильме с его горькой интонацией, исступленной деструктивностью, тревожащими растесками кроваво-красного цвета, характерной для сюрреализма мистической визуализацией метафор по прямому ходу, режиссер с неистовостью одержимого ищет причины гибели мира и находит их в самом человеке, в никогда полностью не преодоленном варварстве, в темных атавизмах, превращающих убийство в наслаждение. В конце фильма умирает даже смерть, утратившая смысл своего существования. Сюрреалистический юмор финального кадра-ветряная мельница посреди безлюдного пейзажа, как бы вопрошающая о смысле человеческой жизни-подводит последнюю черту апокалиптической картины гибели мира…
На Венецианском кинофестивале картина номинировалась на «Золотого льва». На кинофестивале в Пилсене фильм получил Гран-при.