
















Из журнала «Искусство кино». Кровавый террор мафии-сицилийской
тайной организации, невидимыми нитями связанной с правящей христианско-демократической
партией и заокеанским преступным миром-до сих пор остается одной из язв
итальянской политической и социальной жизни. Прогрессивные мастера итальянского
кино постоянно обращаются к этой теме, разоблачая преступную деятельность
мафии и ее далеко идущие связи. Фильм Элио Петри «Каждому свое»-новое обращение
к этой теме. Экранизируя одноименную повесть сицилийского писателя Леонардо
Шаши, режиссер пошел своим путем, решил не повторять ее в точности на экране
и вообще, по-видимому, пытался избежать повторения всего, что уже говорилось
в кино и в литературе о мафии. Достоинства фильма Петри не ограничиваются
его направленностью, темой, содержанием. Это зрелое реалистическое произведение,
кинематографически добротное, с определенным стилем, четким ритмом, тонкой
игрой удачно подобранных актеров. Это относится и к исполнителям главных
ролей-Джану Марии Волонте, Габриэле Ферцетти, греческой актрисе Ирен Папас-и
к актерам, появляющимся в эпизодах. И, однако, при всем благородстве намерений
режиссера в фильме преобладает элемент занимательности, зрелищности, а
элемент социального и политического исследования, столь необходимый, коль
скоро речь идет о мафии, отошел на второй план. По жанру фильм определяют
как «социальный детектив». Однако, в отличие от повести Шаши, детективная
и любовная интриги доминируют в нем над социальными мотивами-недаром, говоря
о фильме Петри, некоторые рецензенты вспоминают Альфреда Хичкока. Впрочем,
как бы ни судить о фильме Петри и о том, в какой мере автору удалось осуществить
свои намерения, это произведение вносит в классическую форму «полицейского
фильма» чисто итальянские черты, и этот «детектив по-итальянски»-реалистический
и социальный-не пытается увести зрителя от животрепещущих проблем современности.
Определяя жанр фильма, поставленного молодым режиссером Элио Петри, печать
называет его социально-психологическим детективом. В основу сценария, созданного
Петри вместе с кинодраматургом Уго Пирро, положена одноименная повесть сицилийского
писателя Леонардо Шаши, знакомая советскому читателю. В этом произведении,
разоблачающем преступления сицилийской мафии и ее связи с клерикальными
кругами, рассказывается о загадочном двойном убийстве, нарушившем сонную
жизнь провинциального южного городка. Роль добровольного детектива берет
на себя местный учитель. Постепенно распутывая сложный клубок обстоятельств,
связанных с преступлением, он выясняет, что оно совершено в политических
целях. Нити ведут к приходскому священнику и выше-к архиепископу и его племяннику-крупному
адвокату, опасавшемуся разоблачения своих неблаговидных махинаций. Однако,
не разобравшись до конца и не распознав еще одного соучастника преступления-женщину,
которую он даже не подозревает и которой увлекается, учитель сам попадает
в расставленную ему ловушку. Правдиво показав, вслед за автором повести,
сицилийскую действительность, Петри усилил детективный элемент и создал
фильм, который кое-кто из рецензентов сравнивает с лентами Альфреда Хичкока.
Успех фильма, как считают рецензенты, во многом определило мастерство исполнителей,
особенно известного актера Джана Марии Волонте, играющего центральную роль.
Однако в хоре похвал звучат и критические голоса. Так, критик журнала «Вие
нуове» Антонелло Тромбадори считает, что фильм Петри не имеет ничего общего
с повестью Шаши. По его мнению, в фильме одержала верх чисто сюжетная сторона,
режиссер просто воспользовался закрученным сюжетом, чтобы поставить в высшей
степени «кинематографический» фильм в духе американских лент 30-х годов.
«Если Петри действительно хотел показать социальные болезни Сицилии, то
ему незачем было прибегать к экранизации подобного рода-он мог приблизить
съемочную камеру не к страницам книги, а к самой сицилийской жизни».