
















Во
время Первой мировой войны несколько юных немцев, записавшись добровольцами
сразу же после выпуска из школы, проходят в окопах тяжелое крещение огнем.
Пауль Баумер тяжело ранен в бок, но остается жив, и возвращается к матери
на побывку. Он вновь встречается в классе с учителем, который своими пылкими
речами некогда разжег в нем желание пойти на войну. Школьникам, с жадностью
ожидающим рассказов о подвигах, Пауль лаконично говорит: «Мы старались,
чтобы нас не убили. Вот и все». Его называют трусом. Его отпуск окончен,
и он возвращается на фронт. Он замечает, что те, кто, подобно ему, слишком
много времени провел в боях, в тылу больше не чувствуют себя как дома.
Его товарищи погибли. Опекавший их бывалый солдат тоже ранен; он умирает
на плечах у Пауля. Наконец, умирает и сам Пауль; перед смертью он тянется
рукой к бабочке, завороженный ее красотой…
За всю историю американского кинематографа именно этот фильм, поставленный
по бестселлеру Эриха Марии Ремарка, с наибольшей силой и эффективностью,
если не сказать-с тонкостью, выразил пацифистские и антимилитаристские
настроения, путь которым был уже проложен Кингом Видором («Большой парад»,
1926) и Раулем Уолшем («Почем слава?», 1926). Эта крупнобюджетная постановка
должна была стать первым проектом фирмы «Universal» после перехода под
начало 21-летнего сына Карла Леммле. Проект был сначала предложен Герберту
Бренону, затем-Паулю Фейошу (который и уговорил фирму выкупить права на
фильм) и, в конце концов, оказался в руках Льюиса Маилстоуна. Главная
мысль фильма внушается зрителю, в основном, через невероятную подвижность
и прежде на экране невиданную жестокость рукопашных схваток в начале фильма
и, в общем, всех сцен, так или иначе имеющих отношение к смерти. Финал,
придуманный Карлом Фройндом (сценаристы и режиссер не знали, как закончить
действие), стал хрестоматийным. Впрочем, в картинах смерти своих героев
Маилстоун проявляет куда больше виртуозности, чем в картинах из их жизни.
Его довольно бесцветный и старомодный стиль делает одинаково скучными
все интимные сцены. Оригинальная 152-минутная версия картины через несколько
лет после премьерного проката была сокращена до 103 мин. Это сокращение
имело два последствия: характеры персонажей стали еще схематичнее, а антимилитаризм
фильма стал звучать громко, как лозунги с листовки, с преувеличенной силой
и свирепостью. В 1937 году режиссер Джеймс Уэйл снял продолжение под названием
«Дорога назад». Когда фильм шел в немецком прокате, еще не пришедшие к
власти нацисты выкрикивали насильственные лозунги, бросали газовые бомбы
и выпускали крыс в залах кинотеатров. Картина была запрещена в Германии
и Италии вплоть до 1956 года, хотя демонстрировалась в соседних Швейцарии,
Франции и Голландии. Предприимчивые фирмы организовывали для немцев автобусные
туры и специальные поезда в эти страны для просмотра фильма. В съемках
было задействовано более 2000 статистов (большей частью настоящие немцы,
покинувшие родину после Первой мировой войны), а бюджет составил неслыханные
1, 25 миллионов долларов. На главную мужскую роль претендовали Дуглас
Фэйрбенкс и даже сам автор романа Эрих Мария Ремарк. Из-за своей роли
Пауля актер Лью Айрес отказался идти в армию во время Второй мировой войны,
за что все кинотеатры Чикаго отказались показывать фильмы с его участием
(тогда Айрес устроился в медицинский корпус). Картина получила «Оскар»
за лучшую режиссуру и как лучший фильм года (первый звуковой фильм, удостоившийся
этой награды), а номинировалась за лучшую операторскую работу и сценарий.
В 1990 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе
США.