Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«АФЕРА ПО-АМЕРИКАНСКИ»
(American Hustle)

США, 2013, 138 мин., «Columbia/Annapurna Pictures/Atlas Entertainment»
Режиссер и сценарист Дэвид Расселл, сценарист и продюсер Эрик Уоррен Сингер, композитор Дэнни Элфман
В ролях Кристиан Бейл, Роберт Де Ниро, Эми Адамс, Джереми Реннер, Дженнифер Лоуренс, Брэдли Купер, Джек Хьюстон, Майкл Пенья, Алессандро Нивола

Молодой человек Ирвинг Розенфельд-профессиональный мошенник, зарабатывающий на жизнь продажей оригиналов картин известных художников. Вместе со своей напарницей и любовницей Синди он прокрутил не одну аферу, но со временем работать становилось все сложнее. Когда дела у парочки пошли совсем плохо, им пришлось согласиться на сотрудничество с ФБР, которое расследовало дело о продажных политиках и коррупции в высших эшелонах власти. С помощью агента Ричи Ди Мазо мошенники внедряются в крупную преступную группировку под видом посредников. Их главной целью становится мэр Нью-Джерси Кармин Полито, которого им предстоит уличить в преступной деятельности. Однако сделать эту будет очень непросто…
В марте 1978 года агент ФБР Джон Гуд (1936-2016) начал операцию под кодовым названием Abscam, которая изначально предназначалась для расследования торговли крадеными произведениями искусства. ФБР наняло Мелвина Вайнберга (1924-2018), осужденного мошенника, международного афериста и информатора, и его подругу Эвелин Найт (род. в 1942 году), чтобы помочь спланировать и провести операцию. В то время нашим героям грозило тюремное заключение, и в обмен на помощь ФБР согласилось выпустить их на испытательный срок. Вайнберг, контролируемый ФБР, создал поддельную компанию под названием Abdul Enterprises, в которой сотрудники ФБР выдавали себя за вымышленных арабских шейхов во главе с владельцами Камбиром Абдул Рахманом и Ясиром Хабибом, у которых были миллионы долларов, чтобы инвестировать в США. Вайнберг поручил ФБР финансировать счет в размере 1 миллиона долларов в банке от имени вымышленной компании Abdul Enterprises, что придало компании доверие, необходимое для продолжения ее деятельности. Когда фальсификатор, находившийся под следствием, предложил шейхам инвестировать в казино в Нью-Джерси и получить лицензию за определенную цену, операция Abscam была переориентирована на политическую коррупцию. Каждый конгрессмен, к которому обращались, получал крупную сумму денег на частные иммиграционные счета. В обмен конгрессмены делали все, чтобы позволить иностранцам, связанным с предприятиями Камбира Абдул Размана, въезжать в страну и получать разрешения на строительство и лицензии для казино в Атлантик-Сити. Среди вовлеченных проектов были казино Ritz-Carlton Atlantic City, Dunes Hotel and Casino, Penthouse Boardwalk Hotel and Casino. Первой политической фигурой, попавшей в ловушку фальшивой инвестиционной схемы, был мэр Камдена Анджело Эрричетти (1928-2013). В обмен на денежные откаты Эрричетти сказал представителям шейхов: «я отдам вам Атлантик-Сити». Эрричетти помог завербовать нескольких правительственных чиновников и конгрессменов США, которые были готовы предоставить политические услуги в обмен на денежные взятки (первоначально 100 000 долларов, но затем сократились до 50 000 долларов). ФБР записывало каждый обмен деньгами и впервые в американской истории тайно снимало на видео правительственных чиновников, принимающих взятки. Места встречи включали таунхаус в Джорджтаунском районе Вашингтона, округ Колумбия, который принадлежал журналисты Ли Лескейзу (1938-1996), яхту во Флориде и гостиничные номера в Пенсильвании и Нью-Джерси. Каждый осужденный политик предстал перед отдельным судом. Во время этих слушаний возникло много споров относительно этики операции Abscam. Многие адвокаты, защищавшие своих провинившихся клиентов, обвиняли ФБР в провокации. Каждый судья отклонил это требование, и каждый политик был осужден.
Когда расследование стало достоянием гласности в начале восьмидесятых годов прошлого века, этические споры сосредоточились на использовании методов операции и участии в ней Вайнберга. Хотя Вайнберг был ранее судимым преступником и участвовал в предыдущих аферах, он избежал трехлетнего тюремного заключения и получил 150 000 долларов за сотрудничество с ФБР. В конечном счете, все обвинительные приговоры Abscam были оставлены в силе после апелляций, хотя некоторые судьи критиковали тактику, используемую ФБР. Вслед за операцией Abscam генеральный прокурор США Бенджамин Чивилетти (род. в 1935 году) издал «Руководящие принципы для тайных операций ФБР» 5 января 1981 года. Это были первые руководящие принципы генерального прокурора для тайных операций и формализованные процедуры, необходимые для проведения таких операций, чтобы избежать будущих споров. После первых сообщений в прессе о расследовании Abscam конгресс США провел серию слушаний, чтобы изучить тайные операции ФБР и новые руководящие принципы гражданской обороны. Подкомитет палаты представителей по гражданским и конституционным правам начал слушания по тайным операциям ФБР в марте 1980 года. Среди опасений, высказанных в ходе слушаний, были участие тайных агентов в незаконной деятельности, возможность захвата частных лиц, перспектива нанесения ущерба репутации ни в чем не повинных гражданских лиц и возможность подрыва законных прав на неприкосновенность частной жизни. В марте 1982 года Сенат учредил специальный комитет для изучения тайной деятельности. В декабре 1982 года комитет опубликовал свой заключительный доклад, в котором в целом поддерживалась тайная техника, но отмечалось, что ее использование создает серьезные риски для собственности граждан, неприкосновенности частной жизни и гражданских свобод и может поставить под угрозу саму правоохранительную деятельность. Документы ФБР, обнародованные позднее в соответствии с законом «О свободе информации», состоящие из газетных вырезок и писем, написанных в адрес ФБР, вызвали неоднозначную реакцию американской общественности. Некоторые американцы поддерживали ФБР, но другие утверждали, что Abscam был сценарием ловушки, заказанным мстительным ФБР, которое ранее было уязвлено расследованиями конгресса США по поводу актов жестокости полиции и подобных широко распространенных злоупотреблений. Озабоченность конгресса по поводу тайных операций сохранялась, создавая многочисленные дополнительные руководящие принципы в последующие годы. Интересно, что в ходе расследования ФБР выдало конгрессменам и посредникам более 400 тысяч долларов в виде взяток. В своей книге «Опасность инакомыслия» историк Иван Гринберг предполагает, что агрессивное расследование ФБР политической коррупции могло быть ответом на многолетнюю критику, которую агентство получило от расследований конгресса.
Сцена ссоры, которая происходит в спальне между Кристианом Бейлом и Дженнифер Лоуренс, была полностью сымпровизирована. Версия этой сцены была прописана в сценарии, но актеры настаивали на том, чтобы сделать это по-другому, в итоге режиссер Дэвид Расселл решил позволить им сделать это так, как они хотели. Дэвид Расселл рассказывал, что Роберт Де Ниро не узнал Кристиана Бейла на съемках, даже после того как их представили друг другу. Де Ниро отвел Расселла в сторону и, указав на Бейла, спросил кто он такой. Поначалу Де Ниро не поверил, что это на самом деле Бейл, но после того, как Расселл убедил его в том, что это правда, Де Ниро был сильно удивлен и отметил, что Бейл выглядит совсем непохожим на себя. После этого Расселлу пришлось еще раз представить актеров друг другу, но теперь Де Ниро уже знал, что это Бейл. По словам Кристиана Бейла большая часть фильма была импровизацией. Во время съемок он даже спросил Дэвида Рассела-понимает ли тот, что сюжет фильма будет сильно изменен. На что режиссер ответил, что он не переживает из-за сюжета, и что для него важны лишь сами персонажи. После того как Кристиана Бейла уже взяли на главную роль, ему пришлось покинуть проект из-за несогласованности расписаний съемок. Его роль досталась Брэдли Куперу, а Джереми Реннер получил старую роль Купера. Когда проблемы с рабочим графиком Бейла были решены, он вернулся в проект на ту же роль. При этом Купер вернулся к роли агента ФБР, а специально для Реннера режиссер написал роль Кармина Полито. Режиссер на съемочной площадке был так строг с актерами, что Эми Адамс плакала почти каждый день. В начале восьмидесятых годов французский режиссер Луи Маль адаптировал эту историю в сценарий под названием «Луна над Майами» с Дэном Эйкройдом и Джоном Белуши в главных ролях. Белуши должен был сыграть афериста, а Эйкройд-агента ФБР. Но после смерти Джона Белуши в марте 1982 года работа над фильмом была прекращена. Съемки фильма в Бостоне были приостановлены 19 апреля 2013 года, когда город был оцеплен в связи с преследованием одного из подозреваемых (Джохара Царнаева) во взрыве во время Бостонского марафона. Вместо съемок актеры отправились в бостонский госпиталь, чтобы навестить раненых во время террористического акта людей. Дженнифер Лоуренс любила есть в перерывах между съемками чипсы «Doritos», поэтому заляпала несколько платьев. Костюмерам пришлось сшить еще несколько платьев, которые были готовы к съемкам, если актриса вновь испачкает пятнами свою одежду. Первоначально в режиссерское кресло должен был сесть Бен Эффлек. Гонорары Кристиана Бейла и Брэдли Купера составили 2, 5 миллиона долларов. Дженнифер Лоуренс заработала полтора миллиона. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую режиссуру, костюмы, монтаж, сценарий, художественное оформление, актера и актрису (Кристиан Бейл и Эми Адамс), актера и актрису второго плана (Брэдли Купер и Дженнифер Лоуренс) и как лучший фильм года. Невероятно, но картина делит третье место в истории академии по количеству номинаций (десять) и полным отсутствием наград с картинами «Банды Нью-Йорка» (2002) и «Железная хватка» (2010). Мало того, первые два места (по 11 номинаций и ни одного «Оскара») делят фильмы «Поворотный момент» (1977) и «Цветы лиловых полей» (1985). Также этот третий фильм в истории академии, номинировавшийся на «Оскар» во всех четырех актерских категориях и не получивший ни одной из них (другие два «Мой слуга Годфри», 1936 и «Бульвар Сансет», 1950). Кристиан Бейл продолжил играть со своим весом ради съемок. Причем делал это в четвертый раз. Для картины «Машинист» (2004) актер похудел на 28, 5 кг. Для картины «Спасительный рассвет» (2006) Бейл скинул 25 кг. Для фильма «Боец» (2010) актер похудел на 13, 6 кг. А для этого фильма Бейл набрал 18 кг. Причем это едва не стоило актеру роли в картине «Исход: цари и боги» (2014), так как к началу съемок в том фильме Бейл не успевал скинуть вес. Фильм получил «Золотой глобус» за лучшую актрису (Эми Адамс), актрису второго плана (Дженнифер Лоуренс) и как лучший фильм года, а номинировался за лучшую режиссуру, сценарий, актера (Кристиан Бейл) и актера второго плана (Брэдли Купер). На международном кинофестивале в Санта-Барбаре картина получила приз за лучшую режиссуру. На международном кинофестивале в Палм-Спрингс картина получила приз за лучший актерский ансамбль. Картина номинировалась на музыкальную премию «Грэмми» за лучший саундтрек. В фильме звучат песни в исполнении групп «America», «Steely Dan», «Chicago», «Electric Light Orchestra», «Temptations», «Bee Gees», «Led Zeppelin», «Santana», Фрэнка Синатры, Пола Маккартни, Элтона Джона, Эллы Фитцжеральд, Тодда Рандгрена, Тома Джонса, Донны Саммер и Дюка Эллингтона. Итальянская киноакадемия номинировала картину на свой приз «David di Donatello» как лучший иностранный фильм. Британская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучший сценарий, грим и актрису второго плана (Дженнифер Лоуренс), а номинировала за лучшие костюмы, режиссуру, художественное оформление, актера (Кристиан Бейл), актрису (Эми Адамс), актера второго плана (Брэдли Купер) и как лучший фильм года. При бюджете в 40 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 252 миллиона.