
















Десять женщин, сбежавшие из тюрьмы, прячутся на пустынном
острове в Эгейском море. В это же время на остров для поисков клада прибывают
несколько мужчин во главе с бывшим нацистом…
Едва ли не первый греческий фильм, который я смотрел-и пример оказался на
диво удачным. Признаться, я уже и подзабыл, что такие фильмы бывают: честная
приключенческая драма, на редкость неглупая и эмоциональная. Парадоксальным
образом, этот фильм, действие которого происходит через пять лет после второй
мировой, на мой взгляд, говорит о войне и ее воздействии на людей гораздо
больше, чем многие эпические полотна, живописующие боевые столкновения во
всей красе. В дальнейшем обсуждении будет некоторое количество спойлеров.
Более того: в отличие от большинства приключенческих фильмов, здесь нет
ни правых, ни виноватых. Главные героини? Как ни крути, но они сидели в
тюрьме, без надежды на освобождение-а значит, за достаточно серьезные преступления.
Да, пару раз проскальзывают оправдательные нотки: меня пытались изнасиловать
и плеснула ему кислотой в лицо. А я вообще стала бродягой, после того, как
всю семью угнали в концлагерь. Может быть, но глядя, с какой готовностью
во время побега девушки бьют охрану и водителя камнями по голове-начинаешь
сомневаться в их невинности. Удары-то мало похожи на чисто оглушающие. Но
самое интересное начинается на острове: по началу девушки хотят лишь переждать
недельку, пока пыль уляжется-а потом бежать куда глаза глядят, радуясь свободе.
Но как только речь заходит о сокровищах-интонация меняется: а куда мы пойдем,
без золота пропадем. В общем, золото нам тоже нужно. Словом, нормальные,
приземленные бабенки, весьма реалистично выписанные-и далекие от стандартов
романтических героев приключенческого кино. Нацист? Плохой парень, солдафон-однозначно,
ага. Но он любит сына-настолько, что поддался на шантаж, показал слабину.
Да, он фашист-но не лишенный человеческих качеств. Смешной и печальный одновременно,
очень запоминающийся кадр-тот, где он радостно улыбается, заслышав сделанные
сыном выстрелы. Словом, здесь нет ни героев, ни злодеев-нормальные, правдоподобно
выписанные люди. К слову сказать, в роли еврейки Сары, которая незаметно
оказывается главной героиней фильма-супруга режиссера, Флоретта Зана. Правда,
ее линия в фильме на меня и произвела наименьшее впечатление: как раз Сара
и забежала на экран из обычных приключенческих фильмов. Главных достоинств
у фильма два, на мой взгляд: во-первых, он просто и красиво снят и сыгран,
ни режиссер, ни актеры не пытались судорожно изобретать велосипед, дабы
ублажить критиков. Они рассказывали историю, интересную саму по себе. Причем
рассказывали вдумчиво: к примеру, единственная сцена фильма, в которой два
персонажа занимаются любовью, показана в тенях и без подробностей-потому
что они не важны. Для сюжета важнее не эмоции этих персонажей, а реакция
других девушек на происходящее в этих тенях. Второе достоинство вытекает
из первого: это умный фильм, но его глубоко содержание-не самоцель, не напыщенная
попытка режиссера высказать вечные истины. Большинство поступков персонажей
логично вытекают из их характеров и столкновений между ними-а в качестве
побочного явления возникают и умные мысли. Потому и фильм ощущаешь как целительный
глоток после мутного артхауса, где история-побочный продукт невнятных и
неглубоких авторских измышлений. Хороший фильм.