Совершенно психоделическая версия приключений Билли Кида.
Мулле снимает фильм согласно плану, подразумевающему некоторые сюжетные
ходы, которые можно переставлять и тасовать без зазрения совести. Получается
фильм, который скорее соответствует своему английскому названию, так как
большая часть фильма посвящена не самому Билли, а его спутнице, которая
заражена идеей мести. Важное место в фильме отведено горным ландшафтам,
которые на цветной пленке превращаются в загадочные и пугающие. Судя по
фильму, сложно сказать, то ли Мулле снимает дань почтения всему корпусу
вестернов, то ли стебается над антониониевским «Забрийски Пойнт», то ли
исследует месть и любовь. Возможно, в этом фильме есть все. Кроме всего
прочего, это бенефис Жана-Пьера Лео. Или глупая самодеятельная постановка.
Или завораживающее действие на фоне красивых пейзажей…
Он полюбил ее больше жизни. Но что им обоим делать, если жизнь больше любви?
Французская трагикомедия в английском переводе известна как «A Girl is a
Gun». На русский перевели как «Девушка это пистолет», хотя неопределенный
артикль смущает. Возможно, вариант наподобие «Любая девушка-пушка» тоже
правилен. Понятие вестерна применительно к этому кино более чем условно,
даже на уровне фабулы. Перед нами, скорее, театр абсурда на свежем воздухе.
Кстати, на очень свежем воздухе, вплоть до акварельной прозрачности. Но
и в театре абсурда зрителю стоит сосредоточиться на театральной, а не абсурдистской
составляющей. Именно полный условностей и аллегорий язык театра придает
такое своеобразие сюжету о том, как Билли Кид заарканил пташку и сам попал
в сети любви. А толика абсурда переиначивает гендерный контекст в метафизику
высокой драмы о взаимном влечении-отталкивании Мужчины и Женщины. Билли
Кид решился на вооруженный грабеж. Ему повезло урвать несколько мешков с
золотыми монетами. Повезло, очевидно, случайно, потому что парень вообще-то
редкостный растяпа и неудачник. Упустил свидетеля, пришлось отыскать и добить.
Страшно звучит? Кроваво? Билли выглядит подонком? Ничего подобного. Срабатывает
та самая театральная условность. Поступки героя столь очевидно расходятся
с его образом, что не возникает сомнений-перед нами игра в Дикий Запад,
в которую сам с собой играет мальчик примерно младшего школьного возраста.
Но вообще-то он далеко не мальчик и действительно стал убийцей. Просто собственное
отношение к содеянному равнозначно невинности детского недомыслия и жестокости.
В роли Билли Кида снялся Жан-Пьер Лео-буквально, мальчик, выросший из «400
ударов» Франсуа Трюффо. Исполнителю роли подростка-юноши-мужчины Антуана
Дуанеля в 1971 году исполнилось 27 лет. Люк Мулле захотел увидеть на экране
образ триединого существа-с телом мужчины, разумом и повадками ребенка,
а судьбой битого жизнью старца. Героя сделали полу-клоуном, полу-зверюшкой,
гнущей спинку в струнку, бегающей на полусогнутых и копающей песок подобно
сурикату. В полосатых галльских штанах и белой кофте интеллигента. Даже
в игровом пространстве фантазии Билли не рискует предстать широкоплечим
гигантом. Он такой, как есть-маленький, смешной, суетливый самец. Зачем
же его так настойчиво приручает к себе хитрая самка? Неужели все дело в
мешках золота? Хотя сам Билли не сомневается, что дело в нем самом, мы-то
видим, как Малыш оправдывает свое прозвище. Взявшаяся в его жизни из ниоткуда
Девушка выше, крупнее. Она физически сильнее Билли и при желании могла бы
его запросто отлупить или понести на руках. Все напоказ, ничего не скрыто.
Фигуристая, грубоватая, сексуально опытная. Билли тянет к ней руки, как
к витрине с пирожными. Одна из фишек фильма-угадать момент, когда сам Билли
уже понял, что парадом командует не он. Момент физического взросления, но
все еще детской импульсивности. Вот и еще для одного Малыша перестала быть
загадкой механика физического взросления. А что насчет взросления мозга?
Может, мозгу лучше никогда не взрослеть. У Девушки есть из кого выбирать,
и конкуренты смотрятся выигрышно на фоне смешного Малыша. Правильнее одеты,
выше, шире в плечах, с твердыми подбородками. И вообще все кругом такое
конкурентно взывающее, а Малыш-он и есть Малыш-маленький мальчик в руках
Дианы-охотницы. И подбирать незачем, и бросить жалко. Зачем сдались широкоплечие
красавцы, когда у нее уже есть свой собственный Малыш?! Греческая трагедия
и римская комедия в одном флаконе.