Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«БИТВА ЗА АЛЖИР»
(La battaglia di Algeri)

Италия-Алжир, 1966, 121 мин., ч/б, «Igor Film/Casbah Film»
Режиссер, сценарист и композитор Джилло Понтекорво, сценарист Франко Солинас, композитор Эннио Морриконе
В ролях Брахим Хаджадж, Джин Мартин, Ясеф Саади, Самиа Кербаш, Уго Палети, Мохаммед Бен Хассед

Картина основана на реальных событиях войны за независимость Алжира от французского правительства (1954-62). Фильм снят в традициях итальянского неореализма по мотивам книги Саади Ясефа, одного из лидеров Фронта национального освобождения, который выступил в качестве продюсера и исполнителя одной из главных ролей. Французская армия с помощью пыток допрашивает одного из членов ФНО. Тот раскрывает место нахождения лидера сопротивления Али Аммара. Армия начинает рейд и требует сдаться Ла Пуанту и другим членам ФНО, пока они прячутся в убежище, за стеной. 1954 год. Али Ла Пуант, ранее отбывавший несколько сроков, в очередной раз попадает в тюрьму. Али становится свидетелем казни одного из борцов за независимость. Пять месяцев спустя Али попадает на свободу и хочет примкнуть к ФНО, находящейся в Касбе. Его вербует лидер движения Джафар Саади Ясеф, и дает задание устранить французского полицейского. Для убийства Али должна передать револьвер одна из женщин-повстанцев. Во время операции Али передают пустой револьвер, но ему удается спастись от преследования. Это было сделано для проверки его преданности. Али становится членом сопротивления. ФНО занимается запретом алкоголя, наркотиков и проституции, чтобы не допускать деградацию алжирской нации. 20 июня 1956 года в европейском районе Алжира совершается несколько покушений на полицейских. Вскоре устанавливают блокпосты, где строго проверяются алжирцы. Тех, кто без документов, сразу же арестовывают. Ночью французская полиция закладывает бомбу в арабском квартале. Случается взрыв, при котором погибает много людей. В отместку ФНО отправляет трех женщин, которых маскируют под француженок, для закладывания бомб в магазинах и клубах, где находятся французские жители. После террористического акта, правительство Франции отправляет в город десантников под командованием полковника Филлипа Матье, лидера анти-нацистского движения и участника войны в Индокитае. Для борьбы с членами ФНО и их захвата, Матье начинает операцию «Шампанское». Полковник подмечает пирамидальность организации сопротивления, которая состоит из нескольких секций, собранных в треугольник, которые возглавляет исполнительное бюро. Матье дает приказ допрашивать каждого арабского жителя с помощью пыток. Алжирцы начинают забастовку, заперевшись в своих домах. При рейде французских десантников множество алжирцев арестовывают. 5 февраля 1957 года-последний день забастовки. Военные громят арабские районы, вскоре арестовывают некоторых глав ячеек сопротивления. Матье узнает имена членов исполнительного бюро. Тем временем Джафар дает указание установить связи с ячейками и заменить убитых и арестованных членов сопротивления. 25 февраля 1957 года алжирцы совершают террористический акт на скачках, при котором погибает множество людей. 4 марта арестовывают Ларби Бен М'хиди, одного из главных деятелей ФНО. Через несколько дней его находят повешенным в камере. Информация о восстании алжирцев и террористических актах доходит до ООН, пресса упрекает Матье в жестоких мерах допросов арестованных. Ночью в европейском квартале алжирцы угоняют скорую помощь и расстреливают французских жителей. При попытке сбить пешеходов машина попадает в аварию и двое диверсантов погибают. 26 августа 1957 года военные находят членов бюро. Си Мурад и Рамель при попытке сдаться подрывают себя и десантников. Джафар сдается полковнику Матье. Вскоре власти узнают и местонахождение Али. Он и несколько членов сопротивления прячутся в убежище. Полковник Матье предлагает Али сдаться, или здание будет взорвано вместе с ними. Последние члены ФНО отказываются сдаваться. Полковник дает приказ взорвать убежище. 11 декабря 1960 года в Алжире начинаются массовые протесты. Военные силы безуспешно пытаются остановить алжирцев. 2 июля 1962 года Алжир становится полностью независимым от Франции…
Фильм стал вершиной кинокарьеры Джилло Понтекорво, разделявшего многие идеалы повстанцев. Широкое использование непрофессиональных актеров из Алжира и имитация приемов кинохроники сообщают ему ощущение подлинности изображаемых событий. В фильме применен метод так называемой «документальной реконструкции»: все события национально-освободительной борьбы воссозданы так, словно перед зрителями проходят на экране документальные кадры. Фильм состоит из отдельных эпизодов-новелл. Ни один из ста тридцати восьми главных и эпизодических персонажей не занимает на экране более десяти минут. По словам режиссера: «Мне бы хотелось назвать свою картину «Рождение нации», если бы уже не было такого фильма. Ибо «Битва за Алжир»-это фильм о национальной революции, увенчавшейся рождением новой, свободной Алжирской республики». На подготовку к съемкам потребовалось более двух лет. Автор сценария Франко Солинас собрал и просмотрел тысячи документов и фотографий, беседовал с сотнями очевидцев и участников алжирских событий для создания сценария, над которым он работал более года. Международный резонанс вокруг «Битвы за Алжир», как считается, подстегнул процесс деколонизации в странах третьего мира. Во Франции фильм был расценен как пропагандистский и запрещен к показу до конца десятилетия. Реалистическое изображение партизанского движения сделало «Битву за Алжир» любимым фильмом различных радикалов террористического уклона, включая Андреаса Баадера (1943-1977) и «черных пантер». В начале американского вторжения в Ирак в Пентагоне был организован показ фильма как документа партизанской борьбы в условиях арабского мегаполиса. Шумиха в прессе вокруг показа в Пентагоне и сопутствующее ей возрождение интереса к творчеству Понтекорво привело к тому, что в 2004 году отреставрированная картина режиссера вновь вышла на экраны Великобритании, Франции и США. В октябре того же года в рамках проекта Criterion Collection состоялась презентация DVD c «Битвой за Алжир» и комментариями ведущих режиссеров США (Спайк Ли, Мира Наир, Джулиан Шнабель, Стивен Содерберг, Оливер Стоун) о месте фильма в истории киноискусства. Фильм входит во многие списки и рейтинги лучших фильмов в истории кинематографа. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую режиссуру, сценарий и как лучший иностранный фильм. На кинофестивале на Фарерских островах картина номинировалась на Гран-при. На Венецианском кинофестивале картина получила главный приз «Золотого льва», а также награду ФИПРЕССИ и специальный приз. Британская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» как лучшему иностранному фильму года. Бюджет картины составил 800 тысяч долларов. Интересно, что режиссер и композитор Эннио Морриконе очень долго и часто спорили по поводу музыки к фильму. Однажды Понтекорво пришел к Морриконе и показал ему мелодию, которую написал. Морриконе удивился и сказал, что похожую мелодию сочинил и он. Таким образом, одинаковая мелодия была сочинена по раздельности и устроила как режиссера, так и композитора. Ситуация прояснилась несколько месяцев спустя на Венецианском кинофестивале. Оказывается, Морриконе подшутил над режиссером, ибо он, как-то поднимаясь по лестнице, услышал, как Понтекорво наигрывает эту мелодию на пианино. Он ее запомнил и записал, а затем показал режиссеру, как написанную им самим. Единственным профессиональным актером на съемочной площадке был Джин Мартин. Кстати, Джин Мартин в реальности был членом движения сопротивления во время Второй мировой войны. Фильм стал знаменит еще и тем, что снят с непрофессиональными актерами. Интересно, что актера, убитого в тюрьме, сыграл человек, в реальности приговоренный к смертной казни во время мятежа. Режиссер часто делал по 20-30 дублей одной сцены, чем невероятно утомлял актеров и членов съемочной группы.
Из журнала «Искусство кино». Постановщик этого фильма Джилло Понтекорво как-то сказал, что если бы уже не было известного произведения, носящего такое название, ему хотелось бы назвать свою картину «Рождение нации». Действительно, «Битва за Алжир»-это фильм о национальной революции, увенчавшейся рождением новой, свободной Алжирской республики. Фильм поставлен в манере документальной реконструкции-воссоздания подлинных исторических событий. Фильм Понтекорво-широкое эпическое полотно, и герой в нем коллективный-восставший народ. Режиссер снимал свой фильм в содружестве с алжирскими кинематографистами. Стремясь к максимальной достоверности, режиссер отказался от профессиональных исполнителей. На преследования, пытки, массовые расправы восьмидесятитысячное население Касбы ответило героической борьбой. Безжалостным пособникам генерала Матье хитростью и террором удается одного за другим ликвидировать трех руководителей восстания. Они уже торжествуют победу, думают, что обезглавили революцию. «У них нет больше руководителей»-объявляет Матье своим офицерам-«злокачественная опухоль вырезана». Но торжество его длится недолго. В декабре 1960 года поднимается новая волна освободительного движения: из Касбы-сердца города-на улицы и площади выкатывается неудержимый вал народной демонстрации, требующей независимости Алжира. Так, в результате длительной и жестокой борьбы алжирцами была завоевана свобода. Создателям фильма удалось передать накал этой борьбы, раскрыть этап за этапом ее ход. Фильм настолько достоверен, что умело вплетенные в его ткань куски подлинной кинохроники тех лет и фотографии воспринимаются как однородный материал, гармонически сливающийся с игровыми эпизодами. Фильм Понтекорво-бесспорно, самое масштабное и значительное произведение, созданное итальянскими кинематографистами за последнее время. Джилло Понтекорво вновь подтвердил, что он один из наиболее интересных и многообещающих мастеров кино Италии. Отдавая должное силе художественного воздействия и документальной правдивости фильма, можно было бы упрекнуть режиссера в чрезмерной яростности, жестокости ряда сцен. Несомненно, если бы вместо некоторых, пусть даже абсолютно достоверных эпизодов создатели фильма прибегли к художественному обобщению, впечатляющая сила фильма, наверно, только бы усилилась. Но режиссер, видимо, старался сохранять верность избранной им манере, стилю фильма, а главное-сам был захвачен воссоздаваемой им эпопеей беспримерной борьбы, в которой жестокости колониалистов противостоял героизм восставшего народа.