Картина основана на реальных событиях войны за независимость
Алжира от французского правительства (1954-62). Фильм снят в традициях
итальянского неореализма по мотивам книги Саади Ясефа, одного из лидеров
Фронта национального освобождения, который выступил в качестве продюсера
и исполнителя одной из главных ролей. Французская армия с помощью пыток
допрашивает одного из членов ФНО. Тот раскрывает место нахождения лидера
сопротивления Али Аммара. Армия начинает рейд и требует сдаться Ла Пуанту
и другим членам ФНО, пока они прячутся в убежище, за стеной. 1954 год.
Али Ла Пуант, ранее отбывавший несколько сроков, в очередной раз попадает
в тюрьму. Али становится свидетелем казни одного из борцов за независимость.
Пять месяцев спустя Али попадает на свободу и хочет примкнуть к ФНО, находящейся
в Касбе. Его вербует лидер движения Джафар Саади Ясеф, и дает задание
устранить французского полицейского. Для убийства Али должна передать
револьвер одна из женщин-повстанцев. Во время операции Али передают пустой
револьвер, но ему удается спастись от преследования. Это было сделано
для проверки его преданности. Али становится членом сопротивления. ФНО
занимается запретом алкоголя, наркотиков и проституции, чтобы не допускать
деградацию алжирской нации. 20 июня 1956 года в европейском районе Алжира
совершается несколько покушений на полицейских. Вскоре устанавливают блокпосты,
где строго проверяются алжирцы. Тех, кто без документов, сразу же арестовывают.
Ночью французская полиция закладывает бомбу в арабском квартале. Случается
взрыв, при котором погибает много людей. В отместку ФНО отправляет трех
женщин, которых маскируют под француженок, для закладывания бомб в магазинах
и клубах, где находятся французские жители. После террористического акта,
правительство Франции отправляет в город десантников под командованием
полковника Филлипа Матье, лидера анти-нацистского движения и участника
войны в Индокитае. Для борьбы с членами ФНО и их захвата, Матье начинает
операцию «Шампанское». Полковник подмечает пирамидальность организации
сопротивления, которая состоит из нескольких секций, собранных в треугольник,
которые возглавляет исполнительное бюро. Матье дает приказ допрашивать
каждого арабского жителя с помощью пыток. Алжирцы начинают забастовку,
заперевшись в своих домах. При рейде французских десантников множество
алжирцев арестовывают. 5 февраля 1957 года-последний день забастовки.
Военные громят арабские районы, вскоре арестовывают некоторых глав ячеек
сопротивления. Матье узнает имена членов исполнительного бюро. Тем временем
Джафар дает указание установить связи с ячейками и заменить убитых и арестованных
членов сопротивления. 25 февраля 1957 года алжирцы совершают террористический
акт на скачках, при котором погибает множество людей. 4 марта арестовывают
Ларби Бен М'хиди, одного из главных деятелей ФНО. Через несколько дней
его находят повешенным в камере. Информация о восстании алжирцев и террористических
актах доходит до ООН, пресса упрекает Матье в жестоких мерах допросов
арестованных. Ночью в европейском квартале алжирцы угоняют скорую помощь
и расстреливают французских жителей. При попытке сбить пешеходов машина
попадает в аварию и двое диверсантов погибают. 26 августа 1957 года военные
находят членов бюро. Си Мурад и Рамель при попытке сдаться подрывают себя
и десантников. Джафар сдается полковнику Матье. Вскоре власти узнают и
местонахождение Али. Он и несколько членов сопротивления прячутся в убежище.
Полковник Матье предлагает Али сдаться, или здание будет взорвано вместе
с ними. Последние члены ФНО отказываются сдаваться. Полковник дает приказ
взорвать убежище. 11 декабря 1960 года в Алжире начинаются массовые протесты.
Военные силы безуспешно пытаются остановить алжирцев. 2 июля 1962 года
Алжир становится полностью независимым от Франции…
Фильм стал вершиной кинокарьеры Джилло Понтекорво, разделявшего многие
идеалы повстанцев. Широкое использование непрофессиональных актеров из
Алжира и имитация приемов кинохроники сообщают ему ощущение подлинности
изображаемых событий. В фильме применен метод так называемой «документальной
реконструкции»: все события национально-освободительной борьбы воссозданы
так, словно перед зрителями проходят на экране документальные кадры. Фильм
состоит из отдельных эпизодов-новелл. Ни один из ста тридцати восьми главных
и эпизодических персонажей не занимает на экране более десяти минут. По
словам режиссера: «Мне бы хотелось назвать свою картину «Рождение нации»,
если бы уже не было такого фильма. Ибо «Битва за Алжир»-это фильм о национальной
революции, увенчавшейся рождением новой, свободной Алжирской республики».
На подготовку к съемкам потребовалось более двух лет. Автор сценария Франко
Солинас собрал и просмотрел тысячи документов и фотографий, беседовал
с сотнями очевидцев и участников алжирских событий для создания сценария,
над которым он работал более года. Международный резонанс вокруг «Битвы
за Алжир», как считается, подстегнул процесс деколонизации в странах третьего
мира. Во Франции фильм был расценен как пропагандистский и запрещен к
показу до конца десятилетия. Реалистическое изображение партизанского
движения сделало «Битву за Алжир» любимым фильмом различных радикалов
террористического уклона, включая Андреаса Баадера (1943-1977) и «черных
пантер». В начале американского вторжения в Ирак в Пентагоне был организован
показ фильма как документа партизанской борьбы в условиях арабского мегаполиса.
Шумиха в прессе вокруг показа в Пентагоне и сопутствующее ей возрождение
интереса к творчеству Понтекорво привело к тому, что в 2004 году отреставрированная
картина режиссера вновь вышла на экраны Великобритании, Франции и США.
В октябре того же года в рамках проекта Criterion Collection состоялась
презентация DVD c «Битвой за Алжир» и комментариями ведущих режиссеров
США (Спайк Ли, Мира Наир, Джулиан Шнабель, Стивен Содерберг, Оливер Стоун)
о месте фильма в истории киноискусства. Фильм входит во многие списки
и рейтинги лучших фильмов в истории кинематографа. Картина номинировалась
на «Оскар» за лучшую режиссуру, сценарий и как лучший иностранный фильм.
На кинофестивале на Фарерских островах картина номинировалась на Гран-при.
На Венецианском кинофестивале картина получила главный приз «Золотого
льва», а также награду ФИПРЕССИ и специальный приз. Британская киноакадемия
вручила картине свой приз «BAFTA» как лучшему иностранному фильму года.
Бюджет картины составил 800 тысяч долларов. Интересно, что режиссер и
композитор Эннио Морриконе очень долго и часто спорили по поводу музыки
к фильму. Однажды Понтекорво пришел к Морриконе и показал ему мелодию,
которую написал. Морриконе удивился и сказал, что похожую мелодию сочинил
и он. Таким образом, одинаковая мелодия была сочинена по раздельности
и устроила как режиссера, так и композитора. Ситуация прояснилась несколько
месяцев спустя на Венецианском кинофестивале. Оказывается, Морриконе подшутил
над режиссером, ибо он, как-то поднимаясь по лестнице, услышал, как Понтекорво
наигрывает эту мелодию на пианино. Он ее запомнил и записал, а затем показал
режиссеру, как написанную им самим. Единственным профессиональным актером
на съемочной площадке был Джин Мартин. Кстати, Джин Мартин в реальности
был членом движения сопротивления во время Второй мировой войны. Фильм
стал знаменит еще и тем, что снят с непрофессиональными актерами. Интересно,
что актера, убитого в тюрьме, сыграл человек, в реальности приговоренный
к смертной казни во время мятежа. Режиссер часто делал по 20-30 дублей
одной сцены, чем невероятно утомлял актеров и членов съемочной группы.
Из журнала «Искусство кино». Постановщик этого фильма Джилло Понтекорво
как-то сказал, что если бы уже не было известного произведения, носящего
такое название, ему хотелось бы назвать свою картину «Рождение нации».
Действительно, «Битва за Алжир»-это фильм о национальной революции, увенчавшейся
рождением новой, свободной Алжирской республики. Фильм поставлен в манере
документальной реконструкции-воссоздания подлинных исторических событий.
Фильм Понтекорво-широкое эпическое полотно, и герой в нем коллективный-восставший
народ. Режиссер снимал свой фильм в содружестве с алжирскими кинематографистами.
Стремясь к максимальной достоверности, режиссер отказался от профессиональных
исполнителей. На преследования, пытки, массовые расправы восьмидесятитысячное
население Касбы ответило героической борьбой. Безжалостным пособникам
генерала Матье хитростью и террором удается одного за другим ликвидировать
трех руководителей восстания. Они уже торжествуют победу, думают, что
обезглавили революцию. «У них нет больше руководителей»-объявляет Матье
своим офицерам-«злокачественная опухоль вырезана». Но торжество его длится
недолго. В декабре 1960 года поднимается новая волна освободительного
движения: из Касбы-сердца города-на улицы и площади выкатывается неудержимый
вал народной демонстрации, требующей независимости Алжира. Так, в результате
длительной и жестокой борьбы алжирцами была завоевана свобода. Создателям
фильма удалось передать накал этой борьбы, раскрыть этап за этапом ее
ход. Фильм настолько достоверен, что умело вплетенные в его ткань куски
подлинной кинохроники тех лет и фотографии воспринимаются как однородный
материал, гармонически сливающийся с игровыми эпизодами. Фильм Понтекорво-бесспорно,
самое масштабное и значительное произведение, созданное итальянскими кинематографистами
за последнее время. Джилло Понтекорво вновь подтвердил, что он один из
наиболее интересных и многообещающих мастеров кино Италии. Отдавая должное
силе художественного воздействия и документальной правдивости фильма,
можно было бы упрекнуть режиссера в чрезмерной яростности, жестокости
ряда сцен. Несомненно, если бы вместо некоторых, пусть даже абсолютно
достоверных эпизодов создатели фильма прибегли к художественному обобщению,
впечатляющая сила фильма, наверно, только бы усилилась. Но режиссер, видимо,
старался сохранять верность избранной им манере, стилю фильма, а главное-сам
был захвачен воссоздаваемой им эпопеей беспримерной борьбы, в которой
жестокости колониалистов противостоял героизм восставшего народа.