Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МЕЖДУ РАЕМ И АДОМ»
(Between Heaven and Hell)

США, 1956, 94 мин., «20th Century Fox»
Режиссер Ричард Флейшер, композитор Уго Фридхофер
В ролях Роберт Вагнер, Терри Мур, Бродерик Кроуфорд, Л. К. Джонс, Бадди Эбсен, Роберт Кейт

1945 год. Остров в Тихом океане. Молодой лейтенант Сэм Гиффорд, сын богатого хлопкового плантатора с юга США, приговорен трибуналом к тюремному заключению. Он ударил другого лейтенанта, который при выполнении задания потерял самообладание и начал стрелять из пулемета по своим товарищам. Приняв во внимание героическое поведение Сэма в других обстоятельствах, трибунал изменил меру наказания на обычный перевод в другую часть под командованием странного капитана Уэйко Граймза. Уэйко требует, чтобы подчиненные называли его по имени, и в расположении его части не наблюдается никаких внешних признаков привычной воинской дисциплины. Судя по всему, Уэйко живет в вечном страхе перед врагом и собственными людьми. Его постоянно сопровождают два телохранителя. На воинской службе Сэм получает возможность задуматься о себе: он понимает, что был слишком груб с фермерами-арендаторами, работавшими на его землях. Впрочем, именно с людьми скромного достатка ему легче всего общаться в бою и в коротких мирных передышках. Уилли Кроуфорд, его лучший и просто-напросто первый друг-тоже фермер, похожий на тех, с которыми Сэм так грубо обращался до войны. Сэм участвует во многих опасных заданиях. Он видит, как плачет Уэйко, когда его телохранитель погибает в бою. Сам Уэйко, несмотря на все предосторожности, погибает в нескольких метрах от штаба: его убивает японец, спрятавшийся в стволе дерева. Перед смертью Уэйко уже готовился покинуть расположение части: его отстранили от командования за причуды. Подразделение Сэма гибнет в горах. В живых остаются только Сэм и Уилли, но Уилли тяжело ранен. Сэм сбегает вниз по горе, чтобы найти помощь. Друзья лежат на соседних носилках в кабине вертолета, летящего на родину…
Единственный военный фильм в карьере Ричарда Флейшера (не считая малозначительной картины «Тора, Тора, Тора!», 1970). Флейшера интересует не столько зрелищное описание боев, сколько-и почти исключительно (пусть даже в ущерб коммерческому потенциалу фильма)-психология бойцов. В образах различных персонажей он исследует диапазон патологий, порожденных войной. В результате фильм без малейшего пафоса становится радикальной обличительной речью против войны. Он показывает просто-напросто, что человек не создан для войны: она порождает или усиливает его неврозы. Герой Роберта Вагнера-нормальный человек, не трусливей и не смелее других нормальных людей, но война почти превращает его в невротика, страдающего от частых срывов. Лейтенант, теряющий самоконтроль и убивающий собственных людей, представляет собой следующую стадию патологии солдата, выбитого из колеи войной. Капитан Уэйко относится к числу законченных психопатов, какие часто встречаются в картинах Флейшера; война дает им прекрасную возможность как следует раскрыть свою безумную природу. В отношении всех этих персонажей Флейшер сохраняет холодный взгляд клинициста, никого не осуждая и никому не вынося приговор. Тем не менее, фильм нельзя назвать полностью пессимистичным. Флейшер развивает в нем мысль, прямо противоположную «Великой иллюзии» (1937): по его мнению, война сближает классы. Такова американская точка зрения, расходящаяся с европейскими воззрениями Жана Ренуара. Опережая время по своему психопатологическому содержанию, фильм также весьма удался в области формы: ловкая конструкция на основе лиричных аналитических флэш-бэков; размашистый и классический режиссерский стиль, кроящий пространство широкими движениями камеры, которые становятся еще более эффективными, благодаря практичному и при этом вдохновенному использованию широкоэкранного формата. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую музыку. На роль Дженни претендовала Джоан Коллинз. Первоначально в режиссерское кресло должен был сесть Джон Стерджес. Главную мужскую роль должен был играть Гай Мэдисон («Чудовище пещерной горы», 1956; «Венецианский палач», 1963).