1945
год. Остров в Тихом океане. Молодой лейтенант Сэм Гиффорд, сын богатого
хлопкового плантатора с юга США, приговорен трибуналом к тюремному заключению.
Он ударил другого лейтенанта, который при выполнении задания потерял самообладание
и начал стрелять из пулемета по своим товарищам. Приняв во внимание героическое
поведение Сэма в других обстоятельствах, трибунал изменил меру наказания
на обычный перевод в другую часть под командованием странного капитана
Уэйко Граймза. Уэйко требует, чтобы подчиненные называли его по имени,
и в расположении его части не наблюдается никаких внешних признаков привычной
воинской дисциплины. Судя по всему, Уэйко живет в вечном страхе перед
врагом и собственными людьми. Его постоянно сопровождают два телохранителя.
На воинской службе Сэм получает возможность задуматься о себе: он понимает,
что был слишком груб с фермерами-арендаторами, работавшими на его землях.
Впрочем, именно с людьми скромного достатка ему легче всего общаться в
бою и в коротких мирных передышках. Уилли Кроуфорд, его лучший и просто-напросто
первый друг-тоже фермер, похожий на тех, с которыми Сэм так грубо обращался
до войны. Сэм участвует во многих опасных заданиях. Он видит, как плачет
Уэйко, когда его телохранитель погибает в бою. Сам Уэйко, несмотря на
все предосторожности, погибает в нескольких метрах от штаба: его убивает
японец, спрятавшийся в стволе дерева. Перед смертью Уэйко уже готовился
покинуть расположение части: его отстранили от командования за причуды.
Подразделение Сэма гибнет в горах. В живых остаются только Сэм и Уилли,
но Уилли тяжело ранен. Сэм сбегает вниз по горе, чтобы найти помощь. Друзья
лежат на соседних носилках в кабине вертолета, летящего на родину…
Единственный военный фильм в карьере Ричарда Флейшера (не считая малозначительной
картины «Тора, Тора, Тора!»,
1970). Флейшера интересует не столько зрелищное описание боев, сколько-и
почти исключительно (пусть даже в ущерб коммерческому потенциалу фильма)-психология
бойцов. В образах различных персонажей он исследует диапазон патологий,
порожденных войной. В результате фильм без малейшего пафоса становится
радикальной обличительной речью против войны. Он показывает просто-напросто,
что человек не создан для войны: она порождает или усиливает его неврозы.
Герой Роберта Вагнера-нормальный человек, не трусливей и не смелее других
нормальных людей, но война почти превращает его в невротика, страдающего
от частых срывов. Лейтенант, теряющий самоконтроль и убивающий собственных
людей, представляет собой следующую стадию патологии солдата, выбитого
из колеи войной. Капитан Уэйко относится к числу законченных психопатов,
какие часто встречаются в картинах Флейшера; война дает им прекрасную
возможность как следует раскрыть свою безумную природу. В отношении всех
этих персонажей Флейшер сохраняет холодный взгляд клинициста, никого не
осуждая и никому не вынося приговор. Тем не менее, фильм нельзя назвать
полностью пессимистичным. Флейшер развивает в нем мысль, прямо противоположную
«Великой иллюзии» (1937): по его мнению, война сближает классы. Такова
американская точка зрения, расходящаяся с европейскими воззрениями Жана
Ренуара. Опережая время по своему психопатологическому содержанию, фильм
также весьма удался в области формы: ловкая конструкция на основе лиричных
аналитических флэш-бэков; размашистый и классический режиссерский стиль,
кроящий пространство широкими движениями камеры, которые становятся еще
более эффективными, благодаря практичному и при этом вдохновенному использованию
широкоэкранного формата. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую музыку.
На роль Дженни претендовала Джоан
Коллинз. Первоначально в режиссерское кресло должен был сесть Джон
Стерджес. Главную мужскую роль должен был играть Гай Мэдисон («Чудовище
пещерной горы», 1956; «Венецианский
палач», 1963).