Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«БОЛЬШОЙ СОН»
(The big sleep)

США, 1946, 114 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер и продюсер Ховард Хоукс по Рэймонду Чандлеру, композитор Макс Штайнер
В ролях Хамфри Богарт, Лорен Баколл, Джон Риджли, Марта Викерс, Дороти Мэлоун

Генерал Стернвуд нанимает частного детектива Филиппа Марлоу, чтобы тот прекратил шантаж неизвестными его легкомысленной дочери Кармен. Генералу порекомендовал Марлоу его бывший товарищ по полицейскому участку Берни, откуда Марлоу был уволен за нарушение субординации. Вскоре Марлоу выясняет, что за шантажом стоит книготорговец Гейгер, имеющий, по всей видимости, компрометирующие фотографии девушки. Но вскоре Марлоу понимает, что настоящая цель генерала: найти своего исчезнувшего компаньона по имени Шон Реган. Имелась информация, что Реган сбежал в Мексику с женой бандита Эдди Марса. Марлоу проникает в дом Гейгера и обнаруживает там труп мужчины и накаченную наркотиками Кармен. Детектив отвозит девушку в дом отца и знакомится с его старшей дочерью Вивиан. Она разведена, а ранее также шантажировалась бандитом Джо Броуди. Вскоре вокруг семьи Стернвудов начинают таинственным образом исчезать и погибать люди. Марлоу начинает подозревать, что в этих убийствах замешан Эдди Марс. Генерал говорит Марлоу, что он удовлетворен проделанной им работой и просит прекратить дальнейшие расследования. Несмотря на то, что генерал Стернвуд заплатил Марлоу обещанный гонорар, тот решает начать поиски Эдди Марса. Вспыхнувшая страсть между Марлоу и Вивиан не дает детективу возможности остановиться на полпути и он все глубже погружается в преступный мир Голливуда. Для начала Марлоу пытается разобраться, насколько глубоко замешана во всем этом Вивиан…
Сценарий к картине написал Нобелевский лауреат Уилльям Фолкнер. В 1978 году был снят одноименный ремейк с Робертом Митчумом в главной роли, где действие было перенесено в Лондон 70-х годов. Картина была снята в 1944 году, но два года пролежала на полке и вышла на экраны кинотеатров с 18-минутным сокращением. Причиной задержки был относительный провал Баколл в картине «Confidential agent» (1945). Студия решила сделать ее роль Вивиан более рискованной и заметной, какой ее запомнили по самому первому ее фильму «Иметь и не иметь» (1944), ибо студия решила сделать ставку именно на начинающую актрису-красавицу. Единственным недостатком урезания продолжительности фильма состояло в том, что исчезли некоторые ключевые сцены, и сюжет стал значительно менее связным, логичным и понятным. В 1945 году, три месяца спустя после окончания съемок, Баколл вышла замуж за Богарта и многие критики обратили внимание, что в переснятых и доснятых сценах актриса стала вести себя более раскованно и естественно. На момент съемок Богарту было 45 лет, а Баколл-двадцать. Кроме того, после перемонтажа фильм стал знаменит нераскрытым убийством шофера генерала Стернвуда. Когда Хоукс позвонил Чандлеру и попросил назвать ему личность убийцы, писатель ответил: «Откуда мне знать? Придумайте сами» и повесил трубку. Когда Чандлер ответил, что ответ, кто убил шофера, находится в книге, писавшие сценарий Фолкнер и Ли Бреккетт снова взялись перечитывать ее. Некоторое время спустя перезвонил уже Чандлер и сказал, что сам не нашел убийцу, так что пусть сценаристы придумают его сами. В первоначальной версии картины убийца шофера был назван. Именно в картине «Иметь и не иметь» Богарт и Баколл впервые появились на экране вместе, и тот фильм также снял Ховард Хоукс. Бандиты Пит и Сид были так названы режиссером «в честь» Питера Лорре и Сиднея Гринстрита-партнеров Богарта по фильму «Касабланка» (1942). Роман Чандлера был опубликован в 1939 году. В 1945 году фильм недолго показывали в американской армии, войска которой дислоцировались за пределами США. Лорен Баколл, настоящее имя которой было Бетти Джейн Перске, обнаружила на обложке журнала «Harper Bazaar» супруга режиссера Ховарда Хоукса Слим. Интересно, что Хоукс попросил у главы студии Джека Уорнера 50 тысяч долларов на покупку прав на экранизацию романа, а Чандлеру заплатил всего 5 тысяч, остальные 45 тысяч положив в свой карман. Дело в том, что это был всего лишь первый опубликованный роман писателя про детектива Филиппа Марлоу. Для написания романа Чандлер взял сюжеты двух своих ранних рассказов «Убийца под дождем» и «Занавес», опубликованных в журнале «Черная маска». Еще одной из причин задержки выхода фильма в прокат стало то, что в начале 1945 года Вторая мировая война подходила к концу и студия «Warner» поторопилась выбросить на экраны кинотеатров лежавшие на полках фильмы военной тематики, снятые в 1943-44 годах. Всего в картине семь убийств. В фильме были затронуты очень рискованные темы: наркотики, порнография, гомосексуализм, рэкет, нимфомания. Всего Богарт и Баколл вместе снялись в пяти фильмах: «Иметь и не иметь», «Большой сон» (1946)-оба Ховарда Хоукса, «Два парня из Миллуоки» (1946) Дэвида Батлера, «Темный проход» (1947) Дэлмера Дэвиса и «Риф Ларго» (1948) Джона Хьюстона. Интересно, что на роль Кармен пробовалась актриса Нина Фокс. Во время съемок картины между Богартом и Баколл нарастали любовные проблемы, а пристрастие актера к спиртному часто приводило к тому, что Богарт не мог сниматься. Сцена, где Баколл и Богарт очень рискованно рассуждают о лошадях, была добавлена год спустя после окончания съемок, чтобы добавить немного двусмысленности персонажу Баколл, которая принесла ей успех в картине «Иметь и не иметь». Агент Баколл в письме Джеку Уорнеру просил доснять еще 3-4 сцены с участием актрисы, в какую бы сумму они не обошлись. Сцену, в которой Эдди Марс оказывается застрелен своими же сообщниками, когда открывает дверь, режиссер полностью использовал в своем вестерне «Эльдорадо» (1966), где жертвой оказывается персонаж Милта. Чандлер заявил, что актриса Марта Виккерс, играющая Кармен, настолько прекрасно исполнила свою роль, что затмила Баколл. Именно по этой причине при окончательном перемонтаже сцены с ее участием были вырезаны и заменены эпизодами с участием Баколл, на которую, как я уже говорил, делала ставку студия. Хамфри Богарт был ниже и Виккерс и Баколл, поэтому носил туфли на платформе или становился выше благодаря операторским трюкам, ибо в то время было принято, что главный герой должен быть выше героини. Интересно, что Баколл в фильме пела самостоятельно. Большинство машин в картине имеют на лобовом стекле наклейку с буквой «В». Это означало ограничение отпуска в США бензина в период войны в размере 240 литров в неделю. Ибо в стране сказывался недостаток нефти после того, как Япония оккупировала Индокитай, Малайзию и Индонезию. Так продолжалось до тех пор, пока не был построен газопровод из Техаса. Это была вторая снизу категория потребления бензина, хотя на самом деле Богарт этот объем расходовал за трое суток. Эта наклейка закрывала истинную «Х», которая подразумевала неограниченное потребление бензина, как офицеру миротворческих сил. Похожие фильмы: «Мальтийский сокол» (1941), «Третий человек» (1949), «Двойная компенсация» (1944) и «Секреты Лос-Анджелеса» (1997).