Действие фильма происходит в валлийской деревне, где рудник
недавно был национализирован. В нем рассказывается об отношениях между Ольвен
Уилльямс, дочерью шахтера, которая уезжает из деревни, чтобы жить в Лондоне,
и Томом Томасом, который посвящает свою жизнь работе на руднике. Олвен Уилльямс-дочь
шахтера из шахтерского городка в Южном Уэльсе, где шахта недавно была национализирована.
Она очень хочет перейти от своего бедного воспитания к более полноценному
образу жизни. Ей предоставляется возможность, когда она выигрывает стипендию
певицы в музыкальном колледже в Кардиффе. Она решает покинуть свой родной
город, чтобы воспользоваться этой возможностью, а это значит, что она будет
находится вдали от Тома Томаса, местного шахтера, который влюблен в нее.
Пока Олвен находится вдали от дома, промышленный психолог из Лондона по
имени Альфред Коллинз делает ей предложение, и она соглашается. Она объявляет
эту новость Тому, посещая похороны своего отца после аварии на шахте. Олвен
переезжает в Лондон с Альфредом, но разочарована своей новой жизнью там.
Тем временем Том ранен в результате несчастного случая на шахте и проводит
время в Талигарне, доме для выздоравливающих. Здесь за ним ухаживает Глинис,
физиотерапевт и друг Олвен. Том и Глинис влюбляются. Том также добивается
успехов на работе, поднимаясь до должности менеджера. После повышения по
службе он навещает Олвен в Лондоне, тщетно пытаясь убедить ее вернуться
в Уэльс. Позже Том умирает от болезни, связанной с добычей полезных ископаемых…
Джил Крейги была социалистическим режиссером-документалистом, а «Голубой
шрам» был первым и единственным художественным фильмом, который она сняла.
После «Голубого шрама» она пришла к выводу, что документальный фильм-лучший
жанр фильма для социальной критики. Фильм задумывался как критический комментарий
к национализации угольной промышленности, особенно с точки зрения безопасности,
условий труда и обращения шахтеров. Название «Голубой шрам»-это отсылка
к синему цвету, который характеризует кожу ран, пораженных угольной пылью.
Половина финансирования поступила от Национального совета угля, хотя есть
разногласия по поводу общей стоимости производства: по словам Крейги, фильм
стоил 80 000 фунтов стерлингов, тогда как МакКуитти назвал цифру в своей
автобиографии как 45 000 фунтов стерлингов. Заброшенный кинотеатр Electric
Theater в валлийском городке Порт-Талбот служил импровизированной студией,
которую нанимали за 1 фунт стерлингов в день. Интерьер кинотеатра был адаптирован
для съемок, в том числе сооружена звукоизоляционная сцена. Уголь привозили
для съемок в самой шахте. Другие сцены были сняты на месте в Абергвинфи,
деревне на юго-западе Уэльса. В основном актерский состав состоял из актеров-любителей,
привлеченных из местных жителей. Музыка для фильма была написана валлийским
композитором Грейс Уилльямс. Помимо того, что это первый саундтрек к фильму
Уилльямс, это был первый раз, когда британская женщина записала музыку к
художественному фильму. Обработка сюжета фильма создала трудности для распространения,
так как кинотеатры не хотели это показывать. Позже МакКуитти вспоминал:
«У нас не было влияния. Мы не могли заставить их принять это. В то время
было ощущение, что люди хотят только бегства от реальности, а не реальности».
Критик Ричард Виннингтон возглавил кампанию по выпуску фильма в ABC Cinemas,
и после серии тестовых показов фильм в конечном итоге был распространен
в сети ABC. Специалисты разошлись во мнениях относительно восприятия фильма,
когда он был выпущен. По словам Гвендолин Одри Фостер, фильм был встречен
«отличными отзывами и восторженными отзывами публики», но Филип Джиллетт
предположил обратное. В Ежемесячном бюллетене, в обзоре Британского института
кино был отмечен реализм фильма, достоверно отражающий жизнь и окружающую
среду шахтерской деревни. Рецензент, однако, предположил, что в сюжете было
«много нелепостей» и что Крейги, хотя и был талантливым режиссером, «имел
гораздо меньший талант рассказывать истории». Рецензент в The Times разделил
эту точку зрения, заявив, что жизни шахтеров были хорошо запечатлены, но
что социальное сообщение было «не очень ясным», а финал фильма был «просто
глупым». Рецензент также не был уверен в сочетании документальных и художественных
элементов, считая, что «сочетание романтического рассказа и объективной
демонстрации обычаев валлийских шахтерских деревень не всегда гармонично».