Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ»
(Chinatown)

США, 1974, 130 мин., «Paramount Paramount»
Режиссер и сценарист Роман Полански, композитор Джерри Голдсмит
В ролях Джек Николсон, Фэй Дануэй, Джон Хьюстон, Диана Лэдд, Перри Лопес, Брюс Гловер

1937 год. Частный детектив Джейк Джиттес специализируется на бракоразводных делах и семейных изменах. Однажды его нанимает молодая женщина Эвелин Малрой, подозревающая, что ее муж-инженер Холлис, занимающийся сооружением водопроводной системы Лос-Анджелеса, завел интрижку на стороне. Джейк профессионально относится к заданию и фотографирует измену Холлиса с молоденькой девушкой. Но в результате разразившегося в прессе скандала выясняется, что наняла Джейка не Эвелин Малрой, а совсем другая женщина. Джейк понимает, что кому-то очень сильно понадобилось скомпрометировать инженера, занимающего важную должность в администрации города. Джейк встречается с настоящей Эвелин Малрой, которая угрожает подать на него в суд. Но вскоре в сухой пойме реки на окраине Лос-Анджелеса обнаруживают труп Холлиса, захлебнувшегося водой. Джейк очень удивляется не столько самой смерти, сколько ее причине. Тогда Эвелин Малрой просит Джейка найти человека, подставившего ее мужа и ставшего причиной его смерти. Джейк решает начать расследование с поисков женщины, выдавшей себя за супругу инженера…
Культовый фильм. Роман Полански снялся в небольшой, но заметной роли: он играет гангстера, режущего нос Джеку Николсону, в результате чего тот половину фильма ходит с пластырем на носу. Интересно, что эту сцену действительно было очень трудно снимать. В результате Полански чуть не договорился до того, чтобы нос Николсону порезали в реальности. Однажды между ними вспыхнула такая ссора, что Полански разнес вдребезги портативный телевизор, по которому Николсон смотрел матчи своей любимой баскетбольной команды «Лос-Анджелес Лейкерс», в результате чего съемки остановились. Также Полански постоянно ссорился с Фэй Дануэй, а однажды они подрались, и режиссер вырвал несколько прядей волос у актрисы. Сценарий картины насчитывал 300 страниц. Этот фильм должен был стать первым в трилогии о коррупции в администрации Лос-Анджелеса в 30-40-х годах прошлого века с участием Джейка Джиттеса, так что Джек Николсон отклонял все предложения сняться в детективных фильмах, надеясь на продолжения, которых не последовало. Лишь в 1990 году сам Джек Николсон сел в режиссерское кресло и снял продолжение этой картины под названием «Два Джейка», где второго Джейка сыграл Харви Кейтель. Это последний фильм Романа Полански, который он снял в США. Получив из лаборатории отснятый в первый день материал, Полански был взбешен, так как, основываясь на успехе картины «Крестный отец» (1972), продюсер Роберт Эванс распорядился при проявке пленки придавать ей красноватый оттенок. Роман Полански потребовал, чтобы пленку проявили как обычно. Роль Эвелин Малрой предназначалась супруге продюсера Роберта Эванса трехкратной обладательнице «Золотого глобуса» и номинантке на «Оскар» актрисе Эли Макгроу («Побег», 1972; «Конвой», 1978), но когда она развелась с ним ради Стива Маккуина, то потеряла и роль. После этого продюсер хотел пригласить Джейн Фонду, а Полански настаивал на кандидатуре Джулии Кристи. Когда Кристи не понравился сценарий, роль Эвелин ушла Фэй Дануэй. Сценаристу Роберту Тауну предложили 125 тысяч долларов за написание сценария к картине «Великий Гэтсби» (1974), но Таун посчитал, что он не сможет написать лучше, чем автор этого произведения Скотт Фитцжеральд, поэтому принял предложение поработать над сценарием этой картины всего за 25 тысяч долларов. Музыку к фильму должен был написать Филипп Ламбро («Склеп живых мертвецов», 1973), но продюсер Роберт Эванс в последнюю минуту принял решение заменить его Джерри Голдсмитом, дав тому на работу всего десять дней. Роман Полански заставлял Роберта Тауна регулярно переписывать сценарий вместе с ним. Таун был так недоволен этим, что постоянно ругался с режиссером. Внешний вид Фэй Дануэй режиссер скопировал со своей матери, которая выглядела так до начала Второй мировой войны. Интересно, что от режиссерского кресла отказался Питер Богданович («Путешествие на планету доисторических женщин», 1968; «Мишени», 1968; «Последний киносеанс», 1971; «Бумажная Луна», 1973), о чем он впоследствии очень сильно сожалел. Отель «El Macondo» получил свое имя по названию вымышленного города из романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Дети актеров Брюса Гловера и Дианы Лэдд, снимавшихся в этом фильме, Криспин Гловер и Лаура Дерн вместе снялись в картине «Дикие сердцем» (1990). Режиссер потребовал уволить оператора Стэнли Кортеса («Черный кот», 1941; «Плоть и фантазия», 1943; «Секрет за дверью», 1947; «Человек на Эйфелевой башне», 1949; «Сердитая красная планета», 1959; «Шоковый коридор», 1963) спустя несколько дней после начала съемок из-за его классического и медленного стиля съемок. Интересно, что между Полански и Тауном разгорелась горячая дискуссия насчет хэппи-энда: в итоге победил Полански, не захотевший счастливого конца. В 1999 году Таун пересмотрел фильм и признал, что он был не прав. Роман Полански сказал, что печальная концовка фильма была ему ближе из-за убийства его супруги Шарон Тейт. Фэй Дануэй рассказывала, что Эвелин должна была лишаться зрения по аналогии с Эдипом, который ослепил себя после того, как его брак оказался кровосмесительным. Актриса очень хотела, чтобы этот конец остался в фильме, но возникли проблемы у гримеров, в результате чего решили, что Эвелин просто застреливают. Фильм удостоился «Оскара» за лучший сценарий, а номинировался за лучшие костюмы, художественное оформление, операторскую работу, режиссуру, монтаж, музыку, звук, актера и актрису (Николсон и Дануэй), а также как лучший фильм года. Английская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшую режиссуру, сценарий (Роберт Таун, также за сценарий к фильму «Last Detail», 1973) и актера (Николсон, также за роль в картине «Last Detail», 1973), а номинировала за лучшую музыку, операторскую работу, художественное оформление, костюмы, монтаж, актрису (Дануэй), актера второго плана (Хьюстон) и как лучший фильм года. Также фильм получил «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, сценарий, актера (Николсон) и как лучший фильм года, а номинировался за лучшую музыку, актрису (Дануэй) и актера второго плана (Хьюстон). В 1991 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 6 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 30 миллионов и еще 12, 4 миллиона выручила за право использования на территории США.