В
полном одиночестве умирает известный газетный магнат Чарльз Фостер Кейн.
Редактору газеты становятся известны последние слова миллиардера: «бутон
розы». Он понимает, что не сможет написать биографию Кейна, пока не объяснит
значение этих слов. Он дает задание репортеру Томпсону выяснить смысл
«бутона розы». Тот начинает расследование, проникая в самые сокровенные
уголки биографии Кейна. В один прекрасный день журналисту удается выяснить
значение предсмертного словосочетания магната. Правда, к тому времени
Томпсону становится понятна и цена, которую заплатил Кейна, чтобы достичь
своего положения в нашем мире …
Один из лучших фильмов в истории кинематографа. Правда, этот статус картина
получила много лет спустя после своего выхода в прокат, в котором она
провалилась и быстро ушла в хранилища студии «RKO». Сценарист Герман Манкевич
за 6 недель написал сценарий картины в больничной кровати, поправляясь
после болезни. Сцена, в которой Кейн крушит комнату Сюзан после того,
как она ушла от него, была снята с первого дубля, а Орсон Уэллс так вошел
в раж, что разбил руки до крови. Техника съемок Кейна и его лучшего друга
Леланда сверху, а героев чуть меньше рангом снизу, была позаимствована
Уэллсом у режиссера Джона Форда, который использовал ее раньше в фильме
«Дилижанс» (1939), который Уэллс в одиночестве смотрел не менее 40 раз,
пока снимал свою картину. Это дебютный фильм в 40-летнем возрасте актрисы
Агнес Мурехед («Тише,
тише, милая Шарлотта», 1964; «Что
случилось с Хелен?», 1971). Актер Джордж Кулурис, играющий охранника
Кейна, также в течение 2-х часов съемок изображал статую из папье-маше.
Позднее он потребовал оплату за эти два часа и получил ее. Во время съемок
сцены, где Кейн преследует Геттиса, Уэллс упал на ступеньках лестницы
и повредил голень ноги. В результате ему пришлось две недели руководить
съемочным процессом в инвалидной коляске, а когда требовалось его присутствие
в кадре во весь рост, он надевал на голень металлический каркас. Для финальных
сцен, где Кейн выглядит стариком, Орсон Уэллс садился в гримерное кресло
в 2.30 ночи, чтобы быть готовым к съемкам, начинавшимся в 9 часов утра.
Картина основана на жизни газетного магната Уилльяма Рэндольфа Херста
(1863-1951), который был разгневан появлением этого фильма. Дело в том,
что существовала информация, что словосочетанием «бутон розы» Херст называл
клитор своей многолетней любовницы Марион Дэвис. Сценарист Герман Манкевич
(который входил в узкий круг общения Херста и Дэвис) клялся, что этими
словами он называл свой велосипед, которым владел в детстве. Херст был
так взбешен, что обвинил Уэллса в том, что он коммунист, чтобы не допустить
выхода фильма в прокат. Он запретил рекламу картины (а также других фильмов
студии «RKO») во всех своих газетах, где первые отзывы о ней появились
лишь в середине 70-х годов. Херст неоднократно пытался выкупить права
на фильм, дабы не дать ему выйти не экраны, но безуспешно. Оригиналы-негативы
картины погибли в результате пожара в хранилище студии в 70-х годах. Фраза
Кейна «Не верьте всему, что говорят по радио» намекает на радиотрансляцию
романа Герберта Уэллса «Война миров» 1939 года, прочитанную самим Орсоном,
когда тысячи американцев поддались панике, подумав, что началось действительное
вторжение инопланетян на Землю. Интересно, что аудитория, перед которой
произносит свою речь Кейн, на самом деле была фотографией. Чтобы создать
иллюзию движения запечатленных на ней людей, в фотографии проткнули иглами
дырки и пропустили сквозь них свет. Съемки фильма заняли более 100 дней,
но завершились они на несколько дней раньше графика. 25-летний Орсон Уэллс
имел невероятную свободу для работы над картиной в качестве режиссера-дебютанта.
Глава студии «RKO» Джордж Шафер не мог вмешиваться в работу Уэллса и просматривать
черновые материалы за исключением выделения дополнительных финансов (в
итоге Шаферу все равно пришлось на 200 тысяч долларов увеличить первоначальный
очень скромный бюджет в 500 тысяч). Однажды один из друзей Уэллса спросил
его, как последние слова Кейна стали известны людям, если он умер в одиночестве?
Уэллс надолго задумался, после чего ответил: «Никому не говори об этом!».
Чтобы продюсеры студии не донимали его, Уэллс попросил членов съемочной
группы говорить, что они все еще репетируют, в то время, как в действительности
уже снимали фильм. Лишь спустя много дней правда выплыла наружу. Уэллс
думал, что беременность актрисы Дороти Камингор (сыгравшей Сюзан) будет
преимуществом, ибо продюсеры студии будут уверены, что съемки закончатся
в срок. Чтобы скрыть живот актрисы, Уэллс снимал ее за столом или в просторных
платьях. В 2007 году личная рабочая копия Орсона Уэллса сценария этого
фильма была продана на аукционе за 97 тысяч долларов. Интересно, что отец
Орсона Уэллса и Уилльям Рэндольф Херст были друзьями. Первоначально Уэллс
должен был снимать мелодраму под названием «Улыбка с ножом» с Кэрол Ломбард
в главной роли, но актриса предпочла сняться в комедии «Мистер и миссис
Смит» (1941). Уэллс не хотел видеть в главной роли никого, кроме Ломбард
(некоторое время на роль претендовала Люсиль Болл), поэтому также вышел
из проекта и стал снимать «Гражданина Кейна». Интересно, что фильм понравился
сыну Херста, который в 1985 году пригласил Уэллса в свое имение «в любое
время». Картина получила «Оскар» за лучший сценарий, а номинировалась
за лучшее художественное оформление, режиссуру, операторскую работу, монтаж,
музыку, звук и как лучший фильм года. В 2003 году статуэтка Орсона Уэллса
за режиссуру в этом фильме была выставлена на аукцион «Кристи» в Нью-Йорке,
но моментально снята с торгов киноакадемией США, выкупившей ее за символический
1 доллар. На аукцион «Оскар» выставила самая младшая из трех дочерей Уэллса
по имени Беатрис, которая является его единственной наследницей. Ожидалось,
что цена статуэтки может достигнуть 300 тысяч долларов. В 1989 году фильм
был внесен на хранение в медиатеку при конгрессе США. Бюджет фильма составил
700 тысяч долларов.