У
каждого из членов экспедиции в Африку была своя причина срочно отправиться
на этот взрывоопасный континент. Сотрудница ЦРУ доктор Карен Росс должна
была разобраться, почему, когда агент сообщил о найденном голубом алмазе,
вдруг с ним прервалась аудиовизуальная связь, и какое-то странное животное
промелькнуло перед экраном за секунду до отключения. Доктору Питеру Эллиотту
из университета Беркли, научившего разговаривать гориллу Эми, хотелось
продолжить исследования на родине обезьяны. А гражданин Гомолка, якобы,
решил субсидировать благотворительные проекты типа «обезьяньей программы»
Эллиотта. Но на самом деле отправиться в Африку его подвигла корыстная
цель: разыскать город Зинджи, в котором, по преданию, находились копи
царя Соломона. По прибытии на место назначения начинаются захватывающие
и забавные приключения. Путешественники запутанными путями попадают в
таинственный город Зинджи. Но здесь у героев начинаются проблемы: драгоценные
камни охраняются агрессивными и к тому же довольно умными гориллами, которые
не только надрессированы на охрану сокровищ, но и пожирают любого, кто
только посмеет приблизиться к ним. Все это призвано создать некоторую
атмосферу напряженности. Когда в конце фильма гориллы-убийцы бросаются
в атаку, и одновременно начинается извержение вулкана, напряжение достигает
своей высшей точки. Именно Эми суждено спасти искателей приключений в
критический момент, установив контакт со злобными гориллами, охраняющими
таинственную пещеру в горном вулкане…
Фильм воспринимается как подражание картинам об Индиане Джонсе. Банального
отсутствия концепции в фильме не спасает наличие сильных спецэффектов.
Режиссер Фрэнк Маршалл для создания горилл хотел использовать компьютерную
технологию, как в картине «Парк юрского периода» (1993), но ему пришлось
ограничиться моделями и масками, так как компьютеры еще «не научились»
воссоздавать шерсть животных. Большие бриллианты в конце фильма были настоящими.
Они добываются всего в двух местах в мире. Один из бриллиантов, брошенный
с воздушного шара, был потерян и не вернулся в нью-йоркский магазин «Herkimer
Diamond Mines». Действующий вулкан в картине-это настоящий вулкан Arenal
в Коста-Рике. На роль доктора Питера Эллиота проходил пробы Брюс
Кэмпбелл, но в итоге он получил маленькую роль Чарльза Тревиса. Главные
роли в картине отклонили Хью Грант и Робин Райт Пенн. Роман Майкла Крайтона
вышел в 1980 году, а права на его экранизацию уже в 1979 году продюсер
Фрэнк Ябланс перепродал студии «20th Century Fox». Английский мастер масок,
скульптор Стюарт Фриборн впервые создал для фильма Стэнли
Кубрика «Космическая одиссея 2001
года» (1968) приличные маски приматов, которыми пользовались и в сериале
«Планета обезьян»
(1968). Последователем Фриборна в восьмидесятых годах выступил эксперт
по гриму Рик Бейкер, чей
аутентичный дизайн обезьян из фильмов «Грейсток»
(1983) и «Гориллы в тумане» (1988) установил новые критерии для самого
старого трюка в истории кино. По следам Бейкера пошел калифорнийский гример
Стэн Уинстон, известный
как «отец динозавров», трижды награжденный «Оскаром» за фильмы «Чужие»
(1986), «Терминатор-2» (1991)
и «Парк юрского периода»
(1993). В этом фильме он создал 53 различные гориллы, каждая из которых
имеет индивидуальные особенности, как, например, заметно отличающиеся
друг от друга оттенки шерсти или характерный привкус. К сожалению, обезьяны-единственное
достоинство картины. Спецэффектами также занимался Майкл
Лантьери. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов
США номинировала картину на свой приз «Сатурн»
за лучшую режиссуру, спецэффекты и как лучший фантастический фильм года.
Одновременно картина номинировалась на анти-приз «Razzie» за худшую режиссуру,
сценарий, актера второго плана (Тим Карри), песню «Feel The Spirit of
Africa» и как худший фильм года. При бюджете в 50 миллионов долларов картина
по всему миру собрала 152 миллиона и еще 38 миллионов выручила за право
демонстрации во всем мире.