
















Страшная
автомобильная авария отправляет Джеймса Балларда в госпиталь со сломанной
ногой, а водитель другой машины погибает. Жена погибшего, Хелен Ремингтон,
отделывается небольшими повреждениями. После выздоровления отношения Хелен
и Джеймса превращаются в спонтанную и очень горячую сексуальную страсть.
Странный исследователь Вон, посещающий госпиталь в поисках жертв аварий,
рассматривает их катастрофу, как вход в другой мир. Однажды вечером Вон
предлагает Джеймсу и Хелен воспроизвести смерть в автомобильной катастрофе
Джеймса Дина. Они встречаются с другими людьми, которые приходят от такого
зрелища в дикое сексуальное возбуждение. Сам Вон ездит на «Линкольне»
1963 года, в котором убили Джона Кеннеди в Далласе. Он объясняет свою
навязчивую идею возможностью слиться с автомобилем и в жизни, и в смерти.
Жить в такой связи есть мечта всей его жизни. Следующим шагом Вона становится
воспроизведение смерти в автокатастрофе Джейн Мэнсфилд, Альберта Камю
и Принцессы Монако…
Секс, смерть и автомобиль. Не удивительно, что новый фильм Дэвида Кроненберга
спровоцировал большую полемику. Присуждая специальный приз жюри в Каннах
(картина также номинировалась на Гран-при), Фрэнсис Форд Коппола подчеркнул
его оригинальность, смелость и новаторство, которые выделяют фильм Кроненберга.
Ловкая поступь неотрицаемых достоинств фильма, очевидно, не может понравиться
всему миру. Нужно сказать, что фильм обладает всеми ингредиентами, чтобы
вызвать споры и дискуссии. Это касается, естественно, скандального сюжета,
где секс, смерть, удовольствия и скорость автомобиля кажутся неразделимыми
по форме. Дэвид Кроненберг отказался от классических правил повествования,
чтобы увлечь нас только силой образов и звука в другую реальность. Это
экранизация культового романа 1973 года Д. Д. Балларда, который также
написал книгу «Империя солнца», по которой Стивен
Спилберг в 1987 году поставил одноименный фильм. В руках Кроненберга
фильм сохраняет всю безупречность и цельность, содержащиеся в книге. И
это не потому, что фильм показывает секс и смерть, а Кроненберг хотел
сделать фильм просто сексуальный и жестокий. Режиссер никогда не имел
репутации соглашательства и никогда не пытался идти на поводу у массовой
публики. Он довольствуется тем, что запутывает наши ориентиры, чтобы мы
смогли открыть мир, который никогда не видели. Некоторые сцены картины-смерть
Джеймса Дина, сцена секса во время мытья машины, шрамы Розанны Аркетт-иногда
пробуждают молниеносные и сверкающие мгновения, происхождение которых
невозможно определить, но эхо которых вы слышите еще долго после остановки
проектора. Этим фильмом Дэвид Кроненберг предлагает нам больше, чем просто
кино: это настоящий эксперимент, но нужно еще хотеть согласиться на риск.
После того, как режиссер вводит вас в апокалиптический мир, оставляет
там одних, свободных в выборе поведения. Но не думайте, что он будет играть
роль гида. Приятного путешествия в мире ваших страстей и навязчивых желаний!
Нельзя не вспомнить давнюю любовь режиссера к автомобилям, впервые показанную
в его картине «Быстрая компания» (1979), посвященной автомобильным гонкам.
Картина получила такой широкий отклик еще и потому, что Тед Тернер, владеющей
компанией «New Line Cinema», задержал ее прокат в Америке на несколько
месяцев. Для съемок фильма потребовалось шесть старых «Линкольнов». В
некоторых городах Великобритании картина была запрещена к театральному
показу. Картина получила приз канадской киноакадемии «Genie» за лучшую
режиссуру, монтаж, операторскую работу, монтаж звуковых эффектов и сценарий,
а номинировалась за лучший звук и как лучший фильм года. При бюджете в
10 миллионов долларов картина в прокате США собрала чуть более 3 миллионов.