Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СУЩЕСТВО ИЗ ЧЕРНОГО ОЗЕРА»
(Creature From The Black Lagoon)

США, 1954, 79 мин., ч/б, «Universal»
Режисер Джек Арнольд, композиторы Генри Манчини и Ганс Солтер
В ролях Ричард Карлсон, Джулия Адамс, Ричард Деннинг, Бен Чапмен, Антонио Морено, Нестор Паива, Рику Браунинг, Уит Бисселл

В диких лесах Бразилии близ реки Амазонки ученый Карл Майя находит отпечаток руки, врезавшийся в скалу. Он привозит этот фрагмент коллегам, которые собираются организовать экспедицию в Амазонию на поиски новых артефактов. Они прибывают в лагерь доктора Майя и обнаруживают, что он разграблен, а два местных индейца, остававшихся там, зверски убиты острыми клыками. Они начинают расследование и обнаруживают живое ископаемое, Ихтиандра, живущего в черной лагуне одного из притоков Амазонки. Существо видит плавающую очаровательную помощницу одного из ученых по имени Кай и похищает ее. Искатели приключений устраивают на существо настоящую охоту. В конце концов, Кай спасают, а смертельно раненый Ихтиандр исчезает в озере…
В период с 1952 по 1959 года американские кинематографисты выпустили более пятидесяти фильмов в 3D-варианте, для просмотра которых нужны были специальные очки. И вот, данная картина, по счету тридцать вторая в этой серии, благодаря помощи вектографа, изготовленного на фирме «Polaroid», стала первой, для просмотра которой нужна была всего лишь одна копия. До этого момента были необходимы две копии и два киноаппарата, работающих одновременно, что существенно повышало стоимость показа и не особенно устраняло неполадки демонстрирования фильма. Использование вектографа было слишком запоздалым, чтобы спасти 3D-вариант, который так никогда и не стал пользоваться успехом у публики. Кроме того, «Существо из черного озера» стал третьим из четырех фильмов, в которых Джек Арнольд использовал стереозвучание (после фильмов «Это прибыло из космоса», 1953 и «Стеклянная паутина», 1953). На долю этого фильма пришелся один из самых больших успехов стереокино, и некоторые его моменты заслуживают внимания до сих пор. В нем появился один из редких послевоенных монстров, ставший хорошо известным, популярным и вызвавший волну подражаний. Новый монстр обогатил звериную коллекцию студии «Universal»: человек-амфибия, очарованный ослепительной девушкой, но лишенный возможности доказать свою любовь. Фильм обладает неким поэтическим очарованием, свойственным фильмам Жана Кокто. Картину можно отнести к лучшим образцам фантастических фильмов студии «Universal» пятидесятых годов наряду с более поздним творением Эдварда Кана «Она» (1956). Тема места человека во Вселенной и человеческой самонадеянности в побеспокоенной природе показана достаточно ясно. Отличный фильм с Ихтиандром, которого в СССР описал фантаст Беляев. Фильм опровергает многочисленные понятия Голливуда по поводу монстров, что нужно много крови и насилия, чтобы создать атмосферу страха, что необходима изумительная компьютерная обработка монстра. Ихтиандр, как мумия живет долго после того, как должен был умереть, но он всего лишь неимоверно стар и одинок. Как монстр Франкенштейна он появляется перед нами, чтобы быть диким и страшным, а оказывается умным и очаровательным. Как Дракула он похититель и соблазнитель, но он просто жаждет человеческого общества для выражения нечеловеческих страстей. Само существо в фильме сыграли два актера, Рику Браунинг под водой и Бен Чапмен на земле. Рику Браунинг был олимпийским чемпионом по плаванию и мог оставаться под водой в течение 4-5 минут. С технической стороны подводные съемки были очень сложны. Клиффорд Стин («Кинг-Конг», 1933; «Сын Конга», 1933; «Эбботт и Костелло отправляются на Марс», 1953; «Этот остров Земля», 1955; «Эбботт и Костелло встречают мумию», 1955; «Тарантула», 1955; «Франсис в проклятом доме», 1956; «Люди-моли», 1956; «Человек с тысячью лицами», 1957; «Каменные монстры», 1957; «Неизведанная земля», 1957; «Невероятно уменьшившийся человек», 1957; «Смертельный богомол», 1957; «Сумерки Богов», 1958; «Нечто, которое не могло умереть», 1958; «Монстр в университете», 1958; «Спартак», 1960; «Таящийся ужас», 1964; «Паттон», 1970; «Землетрясение», 1974; «Спасите Конкорд», 1979) соорудил 35-миллиметровую двойную камеру «Arriflex», которую поместил в непроницаемый ящик. Очаровательные подводные съемки очень впечатляли. Каучуковый костюм существа стоил 15 тысяч долларов. Глаза существ» в картине были частью костюма, поэтому игравший его актер практически не мог видеть. Этот недостаток устранили во втором фильме. Идея фильма всплыла в памяти Уилльяма Олланда, который услышал ее от знаменитого мексиканского оператора Габриэля Фигероа, рассказывавшего о человекообразном существе, обитающем в Южной Америке. Она стала основой фильма. Фигуру существа сделали по подобию фигурки «Оскара», вручаемой американской киноакадемией. Существо играли два человека в разных костюмах: под водой Рику Браунинг носил светлый костюм, а на поверхности актер Бен Чапмен носил более темный костюм существа. В эпизоде, когда существо несет Джулию Адамс к себе в пещеру, Бен Чапмен ошибся входом и ударил актрису головой об стену так, что она потеряла сознание. Интересно, что первоначально сценарий фильма был написан в фашистской Германии и одобрен самим Гитлером. В нем вместо существа был Голем, который выходил из болот и убивал мирных немцев. Ингмар Бергман смотрел этот фильм на каждый свой день рождения. Первоначальным названием фильма было просто «Черное озеро» (The Black Lagoon). Небольшие поправки в сценарии сделал Жан Ренуар. Уже в первоначальном сценарии предусмотрели возможность продолжения. Фильм снимался в Вакула Спрингс во Флориде, который теперь является государственным парком. Там снимались фильмы про Тарзана с Джонни Вейсмюллером. Парк до сих пор находится в первозданном виде и наполнен экзотическими птицами, животными, деревьями и растениями. Можно отметить, что еще в 1948 году студия «Universal» выпустила прекрасный фильм «Мистер Пибоди и русалки», который впервые показал зрителям водяного и прекрасную русалку в исполнении Джулии Адамс («Подводный город», 1962; «Убийца-психопат», 1975; «Убийца внутри меня», 1976; «Она написала убийство», 1987-93). В прокате США картина собрала 1, 3 миллиона долларов.