Бедный студент Родион Раскольников идет на преступление,
за которым неизбежно следуют муки совести: его душа, отягощенная грехом
убийства, мечется между верой и безверием, надеждой и отчаянием. Расследование
сыщика Порфирия Петровича, в конечном итоге, выводит следствие на Раскольникова.
Но еще до знакомства со следователем Родион встречает настоящую любовь.
Она поможет ему прийти к покаянию…
Это фильм примечателен прежде всего тем, что в нем главную роль сыграл
знаменитый исполнитель вторых ролей Петер Лорре. Венгерский еврей, родившийся
на территории нынешней Словакии и учившийся в Вене, Ласло Левенштейн стал
в одночасье знаменит под своим актерским псевдонимом Петер Лорре после
своей практически первой главной роли в шедевре Фрица Ланга «М» (1931).
Но после прихода Гитлера к власти ему недолго пришлось оставаться в Германии.
Сыграв в Англии в «Человеке, который слишком много знал» у Альфреда Хичкока,
он переезжает в Америку и играет в «Безумной любви» Карла Фройнда и «Преступлении
и наказании» Штернберга. На этом большие роли для Питера Лорре практически
кончаются, хотя его по-прежнему приглашают маститые режиссеры в фильмы,
ставшими затем знаменитыми. Это и не такие уж маленькие роли в «Мальтийском
соколе» и «Мышьяке и старых кружевах», и роль поменьше в «Касабланке»,
а впоследствии и роли у Роджера Кормана. Но после этого фильма главных
ролей вроде бы не было. Основная причина, видимо, обычная-акцент. Такая
же судьба преследовала Бела Лугоши-он вынужден был играть разные вариации
графа Дракулы всю жизнь. И Петер Лорре, как и Лугоши, играл примерно один
и тот же типаж-по счастью, это были не фильмы ужасов, и он смог проявить
себя и как драматический, и как комедийный актер. Режиссером фильма был
Джозеф фон Штернберг. Начал он еще в немом экспрессионистском кино, после
чего снял свой шедевр «Голубой ангел», открыв миру Марлен Дитрих. В большинстве
своих американских фильмов Штернберг продолжал использовать экспрессионистские
штампы, но при всем его выдающемся таланте он так и остался автором развлекательных
голливудских фильмов. В этой картине тоже отчетливо видно заимствование
сцен из «Раскольникова» Роберта Вине и «М» Фрица Ланга. Вольное обращение
с классикой, историей и даже географией-это тоже фирменный стиль Штернберга,
но история, сочиненная им и его соавторами по мотивам романа Достоевского,
довольно логична и даже изящна. Хотя, прочитав в титрах фильма сноску
с объяснением, кто такой Достоевский, мне пришло в голову, что, возможно,
Штернберг и не читал романа, а, как мистер МакКинли услышал его краткое
содержание от кого-то (напомню, что тот услышал его от барда, которого
играл Высоцкий). Режиссер Джозеф фон Штернберг («Жестокий Шанхай», 1941;
«Макао», 1952) очень не хотел снимать этот фильм, но был вынужден из-за
контрактных обязательств. В своих воспоминаниях он написал, что картина
не имеет ничего общего с классическим текстом Федора Достоевского. Кстати,
Джозеф фон Штернберг был одним из многочисленных сотен любовников Марлен
Дитрих. Интересно, что сын режиссера Николас Джозеф фон Штерберг (род.
в 1951 году) работал в качестве оператора на другой экранизации романа
в 2002 году. Это был его последний фильм, хотя он жив до сих пор.