Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
(Crime and Punishment)

США, 1935, 88 мин., ч/б, «B.P. Schulberg Productions/Columbia Pictures Corporation»
Режиссер Йозеф Фон Стернберг по Федору Достоевскому
В ролях Питер Лорре, Эдвард Арнольд, Мариан Марш, Тала Бирелл

Бедный студент Родион Раскольников идет на преступление, за которым неизбежно следуют муки совести: его душа, отягощенная грехом убийства, мечется между верой и безверием, надеждой и отчаянием. Расследование сыщика Порфирия Петровича, в конечном итоге, выводит следствие на Раскольникова. Но еще до знакомства со следователем Родион встречает настоящую любовь. Она поможет ему прийти к покаянию…
Это фильм примечателен прежде всего тем, что в нем главную роль сыграл знаменитый исполнитель вторых ролей Петер Лорре. Венгерский еврей, родившийся на территории нынешней Словакии и учившийся в Вене, Ласло Левенштейн стал в одночасье знаменит под своим актерским псевдонимом Петер Лорре после своей практически первой главной роли в шедевре Фрица Ланга «М» (1931). Но после прихода Гитлера к власти ему недолго пришлось оставаться в Германии. Сыграв в Англии в «Человеке, который слишком много знал» у Альфреда Хичкока, он переезжает в Америку и играет в «Безумной любви» Карла Фройнда и «Преступлении и наказании» Штернберга. На этом большие роли для Питера Лорре практически кончаются, хотя его по-прежнему приглашают маститые режиссеры в фильмы, ставшими затем знаменитыми. Это и не такие уж маленькие роли в «Мальтийском соколе» и «Мышьяке и старых кружевах», и роль поменьше в «Касабланке», а впоследствии и роли у Роджера Кормана. Но после этого фильма главных ролей вроде бы не было. Основная причина, видимо, обычная-акцент. Такая же судьба преследовала Бела Лугоши-он вынужден был играть разные вариации графа Дракулы всю жизнь. И Петер Лорре, как и Лугоши, играл примерно один и тот же типаж-по счастью, это были не фильмы ужасов, и он смог проявить себя и как драматический, и как комедийный актер. Режиссером фильма был Джозеф фон Штернберг. Начал он еще в немом экспрессионистском кино, после чего снял свой шедевр «Голубой ангел», открыв миру Марлен Дитрих. В большинстве своих американских фильмов Штернберг продолжал использовать экспрессионистские штампы, но при всем его выдающемся таланте он так и остался автором развлекательных голливудских фильмов. В этой картине тоже отчетливо видно заимствование сцен из «Раскольникова» Роберта Вине и «М» Фрица Ланга. Вольное обращение с классикой, историей и даже географией-это тоже фирменный стиль Штернберга, но история, сочиненная им и его соавторами по мотивам романа Достоевского, довольно логична и даже изящна. Хотя, прочитав в титрах фильма сноску с объяснением, кто такой Достоевский, мне пришло в голову, что, возможно, Штернберг и не читал романа, а, как мистер МакКинли услышал его краткое содержание от кого-то (напомню, что тот услышал его от барда, которого играл Высоцкий). Режиссер Джозеф фон Штернберг («Жестокий Шанхай», 1941; «Макао», 1952) очень не хотел снимать этот фильм, но был вынужден из-за контрактных обязательств. В своих воспоминаниях он написал, что картина не имеет ничего общего с классическим текстом Федора Достоевского. Кстати, Джозеф фон Штернберг был одним из многочисленных сотен любовников Марлен Дитрих. Интересно, что сын режиссера Николас Джозеф фон Штерберг (род. в 1951 году) работал в качестве оператора на другой экранизации романа в 2002 году. Это был его последний фильм, хотя он жив до сих пор.