Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
История лидера движения за национальное самосознание африканского
населения Банту Стивена Бико и первоначально критиковавшего Бико за «черный
расизм» белого журналиста Дональда Вудса из Ист-Лондона, портового города
в ЮАР, который, постепенно подружившись с Бико и разобравшись в истинных
целях деятельности молодого борца с апартеидом, встал на его сторону…
Действие фильма происходит в середине 1970-х годов на фоне участившихся
в Южно-Африканской Республике выступлений против правящего режима, проводящего
политику расовой сегрегации. Редактор либерального южноафриканского издания
«Дейли Диспетч» Дональд Вудс выступил с критической статьей в адрес одного
из лидеров движения «Черного самосознания» Стива Бико, осуждая его за отсутствие
гибкого подхода к накопившимся в обществе расовым проблемам. После личной
встречи Дональд Вудс признал правоту позиции своего оппонента и приобрел
в лице Бико нового друга. Не имея возможности свободно перемещаться по стране,
Стивен Бико был вынужден нарушить режим специального содержания. Последовал
арест и внезапная загадочная смерть. Власти предложили версию гибели Бико
в результате объявленной им голодовки, но расследование, проведенное Вудсом
по горячим следам, недвусмысленно указывало на имевшее место насилие. Вудс
пытается вылететь в Великобританию и опубликовать собранные материалы. В
здании аэровокзала его задерживают и предъявляют обвинения в антигосударственных
действиях. Вудсу запрещено заниматься журналистикой, а за домом ведется
постоянное полицейское наблюдение. Заручившись поддержкой своего лондонского
издателя, опальный редактор совершает дерзкий побег. Переодевшись священником
он пересекает границу Лесото, где его вместе с семьей перенаправляют на
поджидавшем легком самолете за пределы страны…
Стив Бико (1946-1977)-известный борец за права черных южноафриканцев, считается
основателем движения «черного самосознания» в Южной Африке. Панафриканист
и африканский социалист по взглядам. Павший жертвой полиции, Бико посмертно
стал для движения против режима апартеида политическим мучеником. Писал
под псевдонимом Фрэнк Ток. Стив Бико родился в простой семье в Кинг-Уилльямс-Тауне
в Восточной Капской провинции, был третьим из четырех детей. Его отец рано
умер. С самого детства Стива интересовала политика. По политическим мотивам
он был исключен из престижной школы Лавдейл в Элис, после чего продолжил
учебу в более либеральном римско-католическом колледже святого Франциска
в Мэриэнхилле. В 1966 году он поступил на отделение для чернокожих медицинского
факультета Натальского университета в Дурбане. В университете, слывшем оплотом
либеральной мысли, он познакомился со своим будущим другом и наставником
Джошуа Мбойя Дада. Бико стал членом многонациональной организации «Национальный
союз южноафриканских студентов» (NUSAS). Однако вскоре он пришел к выводу,
что в NUSAS, как и в других подобных антиапартеидных группах, господствуют
белые либералы, пусть и благонамеренные, а не представители непосредственно
угнетенных общин (при этом Бико выступал против любых форм расизма и имел
множество белых друзей). Следовательно, студентам неевропейского происхождения
(черным, индийцам и «цветным») нужна своя собственная организация для борьбы
за свои права. Поэтому в 1968 году он на встрече Университетского христианского
движения призвал к созданию исключительно черного объединения. На встрече
в Университете Севера неподалеку от Питерсбурга Бико стал соучредителем
Южноафриканской организации студентов (SASO) и ее первым президентом. Затем
организация Бико вошла в Движение «черного самосознания» (Black Consciousness
Movement, ВСМ). Помимо ликвидации апартеида, движение ставило своими целями
всеобщее избирательное право и социалистическую экономику, а также учреждало
«Программы черных сообществ» (Black Community Programmes, BCPs)-например,
центры здравоохранения и ясли. Бико был сторонником объединения ВСМ с остальными
движениями за освобождение чернокожих, в том числе Африканским национальным
конгрессом и Панафриканистским конгрессом. Бико также участвовал в деятельности
«Всемирной христианской федерации студентов» («World Student Christian Federation»).
В 1972 году Стив был избран почетным президентом «Черной народной конвенции»
(«Собрания темнокожих», Black People’s Convention) и много выступал на публике.
Вместе с профсоюзным деятелем и философом Риком Тернером был ключевой фигурой
в «Дурбанском движении» против апартеида, находившемся под влиянием черного
христианства и «новых левых». В 1973 году он был исключен из университета,
и в том же году за ним было установлено наблюдение: ему было запрещено покидать
город, разговаривать более чем с одним человеком и публично выступать. Также
было запрещено цитировать Стива в печати и в устной речи. Стив Бико, интересовавшийся
также и юридическими вопросами, начал заочное изучение права. Несмотря на
запреты, он одновременно активизировал свою деятельность в качестве лидера
движения сопротивления: проводил собрания, издавал газету под псевдонимом
«Frank Talk». Это привело к тому, что с 1975 года он вообще не мог принимать
участия в политике, неоднократно подвергался арестам. Бико и движение «черного
самосознания» сыграли важную роль в организации серии молодежных протестов
16 июня 1976 года в Соуэто, вызванных попыткой правительства ввести обязательное
преподавание всех предметов в школах на языке африкаанс. Выступления африканской
молодежи были подавлены вооруженной полицией, жертвами насилия стали десятки,
если не сотни, африканцев. Около 700 погибших и 4000 тысяч раненых. После
этого власти начали охоту на Бико. 17 августа 1977 года Стив Бико в сопровождении
своего товарища Питера Джонса Бико отправился в Кейптаун на переговоры с
лидером «Нового движения за свободу» Невиллом Александером. На обратном
пути 18 августа он был арестован около Кинг-Уилльямс-Тауна по подозрению
в терроризме (в соответствии с Актом о терроризме от 1967 года, позволявшим
полицейским задерживать людей по малейшим подозрениям и без решения суда
на период до 60 дней) и препровожден в тюрьму близлежащего города Порт-Элизабет,
в камеру 619. 11 сентября, после многочисленных допросов и применения пыток
Бико обнаженным и связанным перевезли за 1100 километров, в Преторию. На
следующую ночь он скончался в тюремном лазарете, не получив должного медицинского
ухода. Министр юстиции, полиции и тюрем ЮАР Джимми Крюгер 14 сентября 1977
года заявил, что причиной смерти Стива стала голодовка, якобы объявленная
им 5 сентября, и что тюремные медики делали все, чтобы спасти его. Однако
расследование, проведенное в ноябре 1977 года, опровергло официальную версию.
Оно выявило медицинское заключение, указывавшее, что смерть Бико наступила
в результате пяти тяжелых повреждений головного мозга; к тому же, у него
были сломаны два ребра. Выяснилось, что полиция безопасности Порт-Элизабета
при допросе на протяжении 48 часов удерживала своего узника в наручниках
и кандалах обнаженным. Факты об обстоятельствах смерти Бико сделала достоянием
общественности журналистка Хелен Зилле, будущая мэр Кейптауна и лидер оппозиционной
партии Демократический альянс. Виновные в смерти Бико, впрочем, так и не
были привлечены к ответственности. Выступая перед делегатами съезда Национальной
партии Трансвааля, министр Джимми Крюгер, отличавшийся крайне правыми взглядами,
публично заявил о смерти Бико: «Это оставляет меня равнодушным». Обстоятельства
смерти Стива Бико привлекли широкое внимание мировой общественности. Бико
стал символом движения сопротивления против режима апартеида. На его похоронах
присутствовало много журналистов, политиков и дипломатов, в том числе из
США и Западной Европы. Общее количество людей, приехавших проводить Стива
в последний путь, составило от 10 до 20 тыс. человек. Правительство ЮАР
подвергло гонениям целый ряд лиц и организаций, вставших на защиту Бико,
среди них белого либерального журналиста Дональда Вудза, близкого друга
Бико, помогавшего в расследовании его смерти (в свое время Вудз выступил
с критической статьей в адрес Бико, осуждая его за отсутствие гибкого подхода
к накопившимся в обществе расовым проблемам, однако после личной встречи
признал правоту позиции своего оппонента и приобрел в его лице нового товарища).
Совет Безопасности ООН отреагировал на это введением эмбарго на ввоз и продажу
оружия ЮАР. Гибель Стива Бико и последующие протесты стали важным фактором
дестабилизации режима апартеида. Отставки премьер-министра Балтазара Форстера
в 1978 году и министра Джимми Крюгера в 1979 году, как и переход правительства
Питера Боты к политике реформ, в определенной степени были обусловлены и
этими событиями. Личность Бико стала легендарной, и его имя было увековечено
во многих музыкальных произведениях, литературе и кино. Дональд Вудз описал
судьбу Бико в своей книге: «Стив Бико-голос человечества». В 1987 году Ричард
Аттенборо снял по мотивам этой книги фильм «Клич свободы». За исполнение
роли Стива Бико актер Дензел Вашингтон был номинирован на «Оскар»-за исполнение
роли второго плана. О Бико пели многие исполнители рэпа, хип-хопа, джаза,
рэгги и рока. Среди них Питер Хэммилл, Public Enemy, Патрис, Питер Гэбриел,
Дэйв Мэтьюс, System Of A Down, Simple Minds, U2 и другие. Имя Стива Бико
сейчас носят улицы и здания университетов в ЮАР, Англии и США. На площади
Свободы в Технологическом университете Дурбана установлен его бронзовый
бюст. В серии «A Fistful of Datas» фантастического телесериала «Star Trek:
The Next Generation» присутствует космический корабль, названный в его честь
USS Biko. Стив Бико является автором книги «Я пишу, что хочу», вышедшей
спустя год после его смерти. Ему принадлежит ряд известных цитат, например
«Измените у людей образ мыслей, и действительность никогда уже не будет
прежней». Как теоретик движения «черного самосознания» он был продолжателем
идей антиколониальных мыслителей Франца Фанона и Эме Сезера. Он также переосмыслил
и пропагандировал лозунг культурного движения афроамериканцев 1960-х годов
«Черное прекрасно», понимая под ним преодоление навязанного колонизаторами
чувства расовой неполноценности. Стив Бико предупреждал, что если постапартеидная
ЮАР останется капиталистической, то, хоть некоторые черные и станут буржуазией,
однако неравенство и бедность сохранятся: переход Южной Африки к демократии
без социалистических экономических реформ никак не изменит ситуации экономического
угнетения темнокожего большинства. Он полагал, что несправедливость в распределении
богатств, как и расовые разделения, могут быть устранены лишь в будущей
социалистической Южной Африке. Сам Стив Бико оставался сторонником ненасильственного
сопротивления. Однако немало его последователей занимали более радикальные
позиции-идейное наследие Бико сыграло важную роль при формировании Народной
организации Азании (AZAPO), среди лидеров которой был Дон Маттера. У этой
ультралевой подпольной структуры, идеология которой основывалась на синтезе
марксизма, африканского социализма и «черного сознания», было военное крыло-AZANLA
(ныне AZAPO, как и отколовшаяся от нее Социалистическая партия Азании, является
легальной политической силой). Хотя при жизни Бико не входил в Африканский
национальный конгресс (а члены связанного с АНК Единого демократического
фронта в 1980-х даже собирались у дома Бико с обвинениями в его адрес как
якобы «агента ЦРУ», что приводило к стычкам с AZAPO), АНК включил его в
пантеон своих героев. В 1994 году АНК использовала его образ в своей агитации;
в 1997 году Нельсон Мандела заявлял, что «Бико принадлежит всем, а не лишь
AZAPO». В 2015 году делегации от Африканского национального конгресса и
враждующего с ним откола «Борцы за экономическую свободу» соревновались
за посещение его могилы на годовщину смерти. В 2017 году президент от АНК
Джейкоб Зума возглагал к ней цветы на День прав человека. Бико принадлежал
к народу коса, но свободно разговаривал также на английском языке и африкаансе.
Дональд Джеймс Вудс (1933- 2001) был южноафриканским журналистом и активистом
против апартеида. Как редактор Daily Dispatch он был известен тем, что подружился
с другим активистом Стивом Бико, который был убит полицией после задержания
правительством Южной Африки. Вудс продолжил свою кампанию против апартеида
в Лондоне и в 1978 году стал первым частным лицом, обратившимся в Совет
Безопасности ООН. Вудс родился в Хобени, Капская провинция, где его семья
жила на протяжении пяти поколений. Его предки прибыли в Южную Африку с поселенцами
1820 года. Вудс родился и вырос в том, что с тех пор стало Восточно-Капской
провинцией, как и оба его родителя, все четверо его бабушек и дедушек, все
восемь его прадедов и все шестнадцать его пра-прадедов. Все тридцать два
его прапрадедушки эмигрировали в Капскую колонию из Англии и Ирландии. Его
родители управляли торговым постом в Транскее, племенном заповеднике, который
правительство Южной Африки позднее назвало бантустаном. В детстве Вудс имел
обширные регулярные контакты с народом коса. Он свободно говорил на коса
и африкаанс, а также на своем родном языке, английском. Вудса и его брата
Харланда отправили в Колледж христианских братьев в Кимберли в преимущественно
африканском Северном Кейпе для получения среднего образования. Школа была
академически строгой, а ирландские христианские братья имели репутацию нейтралитета
в вопросах политики. Пока Вудс был в школе, в 1948 году к власти пришла
Национальная партия, которая начала строить структуру апартеида. Когда он
начал свой курс права в Кейптаунском университете в 1952 году Вудс поддерживал
политику правительства, разделяющую расы, но опасался жесткой руки Национальной
партии африканеров. Во время учебы на юридическом факультете он начал подвергать
сомнению сепаратистские взгляды, на которых вырос, став политически активным
членом Федеральной партии, которая отвергала апартеид и заручалась поддержкой
либеральных англоязычных белых. Вудс провел два года в качестве ученика
юриста с целью стать адвокатом, но тяготел к журналистике. Когда он собирался
начать свою журналистскую карьеру, Федеральная партия обратилась к 23-летнему
Вудсу с предложением баллотироваться в парламент. Его кампания не увенчалась
успехом, и он вернулся к своей работе в качестве молодого репортера газеты
Daily Dispatch в Восточном Лондоне. В течение двух лет в конце 1950-х годов
он оттачивал свои журналистские навыки, сочиняя и редактируя статьи для
различных газет Англии и Уэльса. Именно во время работы в Уэльсе он развил
в себе любовь и уважение к валлийцам, которые сохранились на всю его жизнь.
Во время работы над Western Mail в Кардиффе, Вудс подружился с коллегой
Глином Уилльямсом, который позже присоединился к нему в Daily Dispatch и
в конечном итоге сам стал редактором. Прежде чем вернуться в Южную Африку,
Вудс работал корреспондентом ныне несуществующей лондонской Daily Herald,
путешествуя по востоку и югу Соединенных Штатов, в конечном итоге прибыв
в Литл-Рок, штат Арканзас, где он подавал статьи, сравнивая сегрегацию в
США с апартеидом в Южной Африке. Вудс вернулся к работе в Dispatch и женился
на Венди Брюс, которую знал с тех пор, как они были подростками в их родном
городе. У них было шестеро детей: Джейн, Диллон, Дункан, Гэвин, Линдси и
Мэри. Их четвертый сын Линдси, родившийся в 1970 году, заболел менингитом
и умер незадолго до своего первого дня рождения. Семья устроилась в комфортной
жизни в Восточном Лондоне, и в феврале 1965 года, в возрасте 31 года, Вудс
дослужился до должности главного редактора газеты Daily Dispatch, которая
проводила редакционную политику против апартеида. В качестве редактора Вудс
расширил круг читателей Dispatch, включив в него носителей африкаанс, а
также чернокожих читателей из близлежащих районов Транскей и Цискей. Вудс
объединил редакцию и пренебрег политикой апартеида, посадив черных, белых
и цветных репортеров в одном рабочем месте. Он предпочитал нанимать репортеров,
имевших опыт работы за границей. У Вудса было несколько переделок с южноафриканской
полицией безопасности по поводу редакционных вопросов, и он неоднократно
раздражал премьер-министра Б. Дж. Форстера в откровенных беседах лицом к
лицу относительно содержания редакционных статей Dispatch. Вудс обнаружил,
что ходит на цыпочках, а иногда и прямо бросает вызов все более ограничительной
государственной политике, проводимой для контроля над южноафриканской прессой.
При Вудсе Daily Dispatch очень критически относилась к правительству Южной
Африки, но также изначально критиковала зарождающееся Движение черного сознания
под руководством Стива Бико. Мамфела Рамфеле, партнер Бико, ругала Вудса
за то, что он писал вводящие в заблуждение истории о движении, призывая
его встретиться с Бико. Двое мужчин подружились, заставив полицию безопасности
следить за передвижениями Вудса. Тем не менее, Вудс продолжал оказывать
политическую поддержку Бико, как путем написания передовых статей в своей
газете, так и вызывающим споры наймом чернокожих журналистов в Daily Dispatch.
16 июня 1976 года в Соуэто вспыхнуло восстание, в котором преимущественно
13-16-летние студенты из Соуэто приняли участие в марше протеста против
преподавания на африкаанс и против системы образования банту в целом. Полиция
приказала детям разойтись, а когда они отказались, полиция открыла огонь,
убив десятки (а по некоторым оценкам, сотни) детей, когда дети забрасывали
полицейских камнями. В ответ правительство запретило все Движение черного
сознания вместе со многими другими политическими организациями, а также
издало приказы о запрете различных людей. Дональд Вудс был одним из них
и фактически попал под домашний арест. Вернувшись домой вечером 18 августа
1977 года из поездки в Кейптаун, Бико был арестован, заключен в тюрьму и
смертельно избит. Он был убит 12 сентября. Вудс отправился в морг с женой
Бико, Нцики Машалаба, и сфотографировал избитое тело Бико. Позже фотографии
были опубликованы в книге Вудса, разоблачающей сокрытие правительством Южной
Африки причины смерти Бико. Вскоре после смерти Бико Вудс сам был дисквалифицирован
на пять лет. Его лишили должности редактора, и ему не разрешалось публично
выступать, писать, путешествовать или работать на время запрета. В течение
следующего года он подвергался все большему преследованию, а его телефон
прослушивался. Его шестилетняя дочь была сильно обожжена футболкой с нингидрином.
Убежденный, что правительство пытается его убить, Вудс решил бежать из Южной
Африки. Вудс и его друзья Дрю Корт и Робин Уокер разработали план, как его
тайно вывезти из дома. Переодетый римско-католическим священником, отцом
«Тедди Молино», в канун Нового 1977 года Вудс выехал автостопом из города,
затем проехал в колонне с Кортом 480 километров, прежде чем попытаться пересечь
реку Тель, приток Оранжевой реки, между Южной Африкой и Лесото. После нескольких
дней непрекращающихся дождей река разлилась, и ему пришлось прибегнуть к
пересечению границы на мосту Телле на грузовике почтовой службы Лесото,
которым управлял ничего не подозревающий мужчина из Мосото, который просто
подвозил «священника». Он незаметно для южноафриканской таможни и пограничников
добрался до Лесото, где вскоре после этого к нему присоединилась его семья,
вызванная заранее оговоренным телефонным звонком. Когда они прибыли в Лесото,
Брюс Хей, дипломат посольства Австралии в Южной Африке, отвез его в Масеру.
С помощью Верховной комиссии Великобритании (в Масеру) и правительства Лесото
они летели по паспортам Организации Объединенных Наций и с одним должностным
лицом правительства Лесото над воздушным пространством Южной Африки через
Ботсвану в Лондон, где им было предоставлено политическое убежище. Прибыв
в Лондон, Вудс стал активным борцом против апартеида. По совету Оливера
Тамбо, президента Африканского национального конгресса (АНК), Вудс стал
страстным сторонником введения санкций против Южной Африки. Он совершил
поездку по Соединенным Штатам, выступая за санкции против апартеида. Поездка
включала трехчасовую сессию, организованную президентом Джимми Картером,
для выступления перед должностными лицами Государственного департамента
США. Вудс также выступал на сессии Совета Безопасности ООН в 1978 году.
11 февраля 1990 года Нельсон Мандела был освобожден из тюрьмы после отбытия
двадцати семи лет, 17 из которых-на острове Роббен . В ту Пасху Мандела
приехал в Лондон, чтобы посетить концерт на стадионе Уэмбли, чтобы поблагодарить
Движение против апартеида и британский народ за годы их кампании против
апартеида. Вудс подарил Манделе галстук Африканского национального конгресса
черного, зеленого и золотого цветов, чтобы отпраздновать это событие, который
Мандела надел на концерт на следующий день. Вудс вернулся в Южную Африку
в 1994 году, чтобы поддержать усилия по сбору средств для избирательного
фонда АНК. Его сын Диллон был одним из организаторов сбора средств в Соединенном
Королевстве. 27 апреля 1994 года Вудс отправился голосовать в мэрию Йоханнесбурга.
Ликующая толпа поставила его в начало очереди, отводя ему почетное место,
чтобы он мог быть одним из первых, кто проголосует в новой Южной Африке.
После выборов Вудс работал в Институте развития журналистики в Йоханнесбурге.
9 сентября 1997 года, в двадцатую годовщину смерти Стива Бико, Вудс присутствовал
в Восточном Лондоне, когда Нельсон Мандела открыл статую Бико, а мост через
реку Буффало был переименован в «Мост Бико». Вудс также поддержал мероприятие
«Действия для Южной Африки» в Ислингтоне, Лондон, в честь Бико, помогая
получить сообщения от Нцики Бико, Мамфелы Рамфеле (тогда вице-канцлера Кейптаунского
университета ) и Манделы. Режиссер Ричард Аттенборо снял историю Вудса и
Стива Бико по мотивам книг, написанных Вудсом, под названием Cry Freedom.
Дональд и Венди Вудс стали участниками проекта, тесно сотрудничая с актерами
и съемочной группой. Фильм снимался в основном в Зимбабве (в то время Южная
Африка все еще находилась в условиях апартеида). Он был выпущен в 1987 году
и получил признание критиков и получил несколько наград. Вудса сыграл Кевин
Кляйн, который подружился с Вудсом, его женой и семьей во время съемок.
Дружба продолжалась до самой смерти Вудса в 2001 году. Венди Вудс сыграла
Пенелопа Уилтон. Бико сыграл Дензел Вашингтон, который был номинирован на
«Оскар» за эту роль. В фильме, который длился почти три часа, также участвовали
Джон Тоу, Тимоти Уэст, Джулиан Гловер, Ян Ричардсон и Закес Мокае. Он завершается
списком смертей чернокожих активистов, задержанных полицией в Южной Африке,
с официальными объяснениями причин смерти. В последний год своей жизни Вудс
дал свое имя, чтобы поддержать призыв установить статую Нельсона Манделы
на Трафальгарской площади за пределами Верховного комиссариата Южной Африки,
где участники кампании против апартеида проводили демонстрации в период
режима апартеида. Вудс стал кавалером Ордена Британской империи (CBE) в
2000 году. Он умер от рака 19 августа 2001 года в Лондоне.