Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДАКИ»
(Dacii)

Румыния-Франция, 1966, 110 мин., «Franco London Films/Romania Film/Studioul Cinematografic Bucuresti»
Режиссер Сержиу Николаеску, сценарист Титус Поповичи, композитор Теодор Григориу
В ролях Пьер Брис, Мари-Хосе Нат, Жорж Маршаль, Мирча Албулеску

Начало нашей эры. Рим расширяет свои владения. Государство даков, расположенное на склонах гор вдоль Дуная-новая цель Империи. Перед императором Домицианом стоит задача-превратить Дакию в провинцию Рима. Храбрый и мужественный народ во главе с царем даков Децебалом готов умереть за свою родину и свободу, не приняв условий захватчиков. Штурм и взятие крепости с непокорными «варварами» дорого обойдутся оккупантам, но последняя битва еще впереди…
Сногсшибательные сцены поединков на ножах и мечах, впечатляющие батальные эпизоды, в первую очередь, принесли этому фильму громадный успех. Но, кроме того, это еще и фильм о мужской чести, о гордости и предательстве, о верности традициям предков, о любви, ради которой мужчины готовы идти на смерть. Огромная империя против маленького государства. Легионы римлян-оккупантов против крошечной армии свободолюбивых даков. Грандиозная историческая эпопея о войне, которую римский император Домициан принес на землю дакийского царя Децебала. Роль Меды хотела получить дочь лидера Румынии Георге Георгиу-Деи по имени Лика. Уже больной правитель страны пригласил к себе режиссера и попросил отдать роль его дочери. Сержиу Николаеску, зная своенравный и избалованный характер Лики, отказался, мотивируя это тем, что роль предназначается француженке Мари-Хосе Нат с условием французского финансирования. Кроме того, Меда является крестьянкой и будет ходить босой, что совсем не приличествует такой знатной актрисе, как Лика Георгиу. Лидер Румынии был вынужден согласиться. На 2006 год это был четвертый самый смотрибельный местный фильм в Румынии. Бюджет картины составил 20 миллионов румынских лир. Картина номинировалась на Гран-при на международном кинофестивале в Чикаго. На кинофестивале в Праге картина заняла третье место. Интересно, что первоначально вторые главные роли должны были играть Алида Валли и Бернар Блие, но перед самым началом съемок они были заменены Мари-Хосе Нат и Жоржем Маршалем. Режиссер Сержиу Николаеску едва не лишился работы из-за разногласий со сценаристом Титусом Поповичи, но его защитили французские продюсеры и финансисты картины. Фильм имел огромную популярность в Румынии, но не понравился ее новому лидеру Николае Чаушеску, которому даки показались слишком варварскими.
Из журнала «Искусство кино». Существует понятие мировых стандартов. В науке и на производстве это очень уважаемое понятие. Фильм «Даки» отвечает мировым стандартам «большого исторического фильма». Суперколоссс не из самых крупных, но вполне добросовестный. По отношению к положенным в его основу былым событиям едва ли не из самых добросовестных-притом что вообще-то у постановщиков, работающих в этом жанре, даже у самых сведущих, всегда прорывается едва ли не болезненная потребность в отсебятинах-анахронизмах. Они с такой же одержимостью втискивают на экран персонажей со школьно-известными именами, как и нарушают всякую хронологическую правдоподобность их появления. Сержиу Николаску с фактами и именами вежлив, и, скажем, его идущий войной на даков Домициан, брюзгливый цезарь-литератор, вполне близок рассказу о нем Светония, не говоря уже о том, что со славившимися золотом и отвагой даками и их царем Децебалом воевал в самом деле этот из римских императоров, а префекта преторианцев, разбитого в ходе войны, звали именно Корнелий Фускус. Фильму присуща мера в постановочном размахе и скромная тщательность во всем-от исторических костюмов до следования канонам жанра. Никакого «соревнования с Вандербильдтихой», соорудившей «Клеопатру», никакого состязания в расходах и блеске приглашенных звезд, но ясное знание, что фильмы такого рода не получаются без известных актеров и, главное, без накопления «массы», которую двинет режиссер. Нужно много людей, большие склады панцирей, копий, мехов, холста, дубленой кожи, кованого металла. Нужно пространство земли-поле для боя, очень большое поле, на котором с трех, четырех, пяти сторон, перестраиваясь, сойдутся многотысячные колонны, как нужна и уютная долина среди гор для лирического интермеццо, и ущелье для засады. Нужна крупная кладка исторических руин, удобная для достройки на натуре, и большая-из бревен-«настоящая» декорация, которая погибнет в огне. Нужна большая толпа специалистов-от археологов до пиротехников, от спортсменов-трюкачей до парикмахеров, которые, как следует быть, взлохматят бороды и космы варваров и по мотивам римских мраморов уложат короткие плотные пряди причесок сенаторов. Здесь количество, «масса» становится исходным условием, даже и условием эстетическим. Картина вся выполнена со знанием дела и чисто. Она не притворяется ничем другим, есть то, что она есть. Не выдает себя за реконструкцию прошлого, не предается философствованиям над истоками национального характера, как не предается и проблемам иным. В ней есть отлично слаженные ударные сцены, опять же не соревнующиеся с бравурной классикой гонки колесниц и морского боя из «Бен-Гура» или другой гонки колесниц из «Падения Римской империи», но знающие их опыт и успех. Так снята сцена засады и разгрома римской конницы в ущелье. Очень хороша особая подлинность-подлинность чистой работы постановщика и спортсменов, работы, чистота которой не запятнана настоящей кровью животных и где самый жестокий, самый ближний план боя всегда сохраняет благородный оттенок своей почти балетной разыгранности. «Даки» принадлежат кинематографу открытой условности. В таком качестве эту картину можно принимать или не принимать.