Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СИГНАЛ ОБ ОПАСНОСТИ»
(Danger Signal)

США, 1945, 78 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер Робер Флори, композитор Адольф Дойч, гример Перк Уэсмотр
В ролях Фэй Эмерсон, Захарий Скотт, Ричард Эрдман, Розмари Де Камп

Поздно вечером в одном нью-йоркских пансионов хозяйка требует, чтобы жильцы немедленно открыли ей дверь. В этот момент в комнате обаятельный и элегантный мужчина Ронни Мейсон снимает с пальца мертвой молодой женщины Элис Тернер обручальное кольцо, вынимает из ее сумочки деньги и выпрыгивает из окна, слегка подворачивая ногу. Вскоре после обнаружения трупа муж убитой Томас Тернер рассказывает полиции, что Элис три месяца назад ушла от него к писателю Ронни Мейсону, а два месяца назад поселилась вместе с ним в этом пансионе. Тернер требует найти и допросить Мейсона, однако после обнаружения предсмертной записки Элис полиция признает ее смерть самоубийством и закрывает дело. Тогда Тернер клянется сам найти Мейсона. Тем временем Ронни добирается на автобусе до Лос-Анджелеса, по дороге воруя у соседа по креслу значок фронтовика. Не в состоянии найти жилье, Ронни выдает себя за раненого ветерана войны, уговаривая сдать ему комнату Хильду Фенчерч, молодую и красивую, но одинокую университетскую стенографистку, которая живет в собственном доме вместе с матерью. Представившись начинающим писателем Ронни Маршем, он быстро очаровывает своими манерами, рассудительностью и красотой как Хильду, так и ее мать. Вскоре во время поездки с Хильдой за город Ронни дарит ей снятое с пальца Элис обручальное кольцо, объясняя, что оно является семейной реликвией и принадлежало еще его бабушке. Ронни делает Хильде предложение, однако просит сохранить их помолвку в тайне до тех пор, пока он не заработает продажей рассказов достаточно денег, чтобы они могли пожениться. Тем временем домой после трехмесячного лечения возвращается 17-летняя сестра Хильды по имени Энн. Узнав, что по завещанию своего умершего дяди Энн после замужества унаследует 25 тысяч долларов, 28-летний Ронни переключает свое внимание на младшую сестру. В тайне от Хильды он начинает ходить с Энн на танцы, попутно давая ей понять, что никогда не любил Хильду. Энн влюбляется в Ронни, и теряет интерес к своему парню Банки Тейлору. Хильда чувствует изменение отношения к ней со стороны Ронни, и пытается выяснить, в чем дело. Обыскав его комнату, она обнаруживает в его чемодане револьвер, и тем же вечером выясняет, что Ронни ходил вместе с Энн на танцы. Однако писателю на какое-то время удается развеять ее сомнения, и более того, он уговаривает Хильду собственноручно написать предсмертную записку, которая якобы ему необходима для очередного рассказа. Однако сомнения Хильды снова нарастают, когда Банки сообщает ей, что Энн и Ронни регулярно встречаются, и что он видел, как Ронни обналичивал в банке чеки за несколько проданных им рассказов, потратив эти деньги на Энн. Разгневанная Хильда просит Ронни немедленно уехать из их дома, на что Ронни забирает у нее кольцо, после чего заявляет, что если он и уедет, то только вместе с Энн. Хильда направляется к сестре и пытается ее урезонить, говоря, что Ронни просто обычный вор и обманщик, который умело ими манипулирует, однако Энн уже влюбилась в писателя и убеждена в том, что он тоже любит ее. Возмущенная Энн отвечает Хильде, что та пытается разрушить их отношения из ненависти по отношению к Ронни после того, как он ее бросил. Хильда обращается к одной из своих клиенток и подруг, психиатру Джейн Силла , с просьбой помочь разобраться в ситуации. Хильда, по ее словам, уже готова пойти на убийство, лишь бы остановить Ронни, который может разрушить не только ее жизнь, но и жизнь других членов ее семьи, однако Джейн предостерегает ее от такого шага, внушая ей, что, чтобы Ронни не совершил, она ни в коем случае не должна идти на убийство. Чтобы лично разобраться в этом деле лично Джейн специально приезжает на ужин к Фенчерчам. После беседы с Ронни она приходит к заключению, что Ронни-эгоист, который соблазняет женщин, но не уважает их, а в определенной ситуации может быть даже опасен. Джейн дает Хильде ключи от своего прибрежного дома, настаивая на том, чтобы та поехала туда отдохнуть на несколько дней. Когда Хильда возвращается домой, вскоре появляется Энн вместе с Ронни, сообщая ей и матери, что они помолвлены. Тем же вечером другой клиент Хильды, рассеянный и робкий доктор Лэнг, который ранее безуспешно пытался ухаживать за ней, просит Хильду срочно помочь ему навести порядок с документами у него в лаборатории. Во время уборки Хильда тайно крадет из лаборатории Лэнга пробирку со смертельно опасными бациллами ботулизма. Затем от имени доктора Силлы Хильда направляет Ронни телеграмму, приглашая его на ужин в ее прибрежный дом. Вскоре взволнованный Лэнг сообщает Джейн, что у него пропала пробирка с ядом, после чего та сразу же догадывается, что задумала Хильда. Выяснив по телефону, что Ронни уехал в ее прибрежный дом, Джейн поручает Лэнгу взять антидот, после чего они вместе на предельной скорости мчатся на машине к дому, по ходу движения уходя от полицейского преследования. Тем временем в прибрежном доме Хильда достает пробирку, чтобы добавить ее содержимое в блюдо, приготовленное для Ронни, однако понимает, что не может пойти на убийство. Вместо этого уже после ужина она говорит Ронни, что отравила его и через час он неминуемо умрет, в доказательство показывая пробирку с ядом. Ронни приходит в крайнее возбуждение и требует его спасти. В этот момент в доме появляются Джейн и Лэнг, который успокаивает Ронни, заявляя, что пробирка не была распечатана. Разгневанный Ронни уходит из дома, не зная, что у входа его поджидает выследивший его Томас Тернер. Ронни пытается убежать от Тернера, однако при бегстве вдоль края крутого обрыва цепляется ногой за корень и срывается вниз, разбиваясь о камни и падая в море. Некоторое время спустя Банки в мичманской форме перед отправлением на службу приходит проститься с Энн, которая вновь принимает его очень тепло. Тем временем Лэнг, набравшись, наконец, смелости приглашает Хильду на концерт…
Режиссер фильма Роберт Флори, по словам киноведа Джеффа Стаффорда, на момент создания фильма был известен как постановщик таких хорошо принятых жанровых картин, как «Убийство на улице Морг» (1932) и «Лицо под маской» (1941). Флори высоко ценили за техническое мастерство и быстроту работы над проектами, что позволяло ему умело делать великолепные фильмы категории В. Однако именно по этой причине студия «Warner» редко предоставляла ему возможность подняться до фильмов категории А. Как отмечает Стаффорд, в середине 1940-х годов Закари Скотт утвердился на экране в роли «охотника за женщинами», сохранив это амплуа до конца карьеры. Критик пишет, что «актер сделал карьеру, играя общественных паразитов и скользких жиголо, то есть типов, которые охотятся на беззащитных, изголодавшихся по любви женщин, которые располагают средствами. Негодяи в галерее Скотта были идеально подогнаны для многочисленных мелодрам и фильмов нуар компании «Warner» 1940-50-х годов». Стаффорд далее отмечает, что в «Сигнале об опасности» Скотт «во многих смыслах дебютировал в амплуа гнусного эксплуататора женщин». Хотя к этому времени он уже сыграл международного авантюриста в «Маске Димитриоса» (1944) и коварного изменника в «Милдред Пирс» (1945), «однако это в принципе были роли второго плана». И «хотя они сформировали его имидж отвратительного персонажа в глазах кинолюбителей, именно этот фильм дал ему первую главную роль». По словам Стаффорда, еще за пять лет до начала работы над фильмом офис Хейса отверг проект сценария по оригинальному рассказу Филлис Боттоум «как морально предосудительный», и «потребовались усилия более чем 25 авторов, прежде чем фильм, наконец, дошел до экрана». Однако даже после кардинальной переработки сценария, уже на стадии предпроизводства цензоры все-таки потребовали изменить изначальный финал фильма, в котором Хильда травит Мейсона. Уже накануне начала съемок пришлось заменить из-за травмы спины актрису Энн Блит, которая была утверждена на роль Энн, и вместо нее роль получила Мона Фриман. Как вспоминала актриса Розмари Декамп, съемки фильма во многом осложнялись помолвкой Фэй Эмерсон с бригадным генералом Эллиоттом Рузвельтом, сыном президента Франклина Рузвельта. В частности, как писала Декамп: «Каждый раз, когда Эллиотт пролетал над нашей съемочной площадкой, мы все должны были выходить на улицу и махать ему руками, из-за чего все более отставали от графика. Затем Фэй и Эллиотт отправились в Аризону на свадьбу, что прибавило к съемочному графику еще четыре дня». Когда же съемки возобновились, продолжает Декамп, «наш изумительный оператор Джимми Вонг Хоу заявил, что не сможет исправить тот ущерб, который нанес Фэй медовый месяц, и ее лицу требуется отдых». И, наконец, «мы почти что пропали, когда президент Рузвельт умер, и Фэй отправилась в Вашингтон». Однако, несмотря на все эти проблемы, по мнению Декамп, «фильм получился хорошим-умным и интересным». Сама же Декамп назвала свою роль в этом фильме «одной из своих любимых нуаровых ролей», и, действительно, ее работа стала одной из самых сильных в фильме. После выхода фильма на экраны критика приняла его довольно сдержанно. В частности, кинообозреватель Босли Кроутер в «Нью-Йорк Таймс» назвал его «слабенькой маленькой мелодрамой», в центре внимания которой находится «презирающий женщин красивый хам, романтические позывы которого колеблются в зависимости от банковского счета любимой дамы». Как далее отметил Кроутер, после того, как героиня «Фэй Эмерсон догадывается о двуличии персонажа Закари Скотта-будучи помолвленным с ней, этот негодяй начинает заигрывать с более молодой, красивой и богатой сестрой-фильм ставит всего один хорошо знакомый и элементарный вопрос-кто кого убьет и как?». Современные киноведы также оценили фильм не очень высоко. В частности, Деннис Шварц, назвав картину «лихорадочной попыткой исследовать личность психопата», отметил, что «этот рутинный нуаровый фильм просто не тянет» из-за того, что сама «история слишком недостоверна» и, кроме того, ему «не хватает напряженности». Далее он указывает на то, что «ничто не может спасти этот фильм от посредственности», так как «история просто-напросто не складывается, хотя ее быстрый ход и помогает делу». Спенсер Селби написал, что фильм рассказывает о «таинственном писателе, который арендует комнату у семейства среднего класса, противопоставляя друг другу двух сестер». При этом, по словам, Майкла Кини, «проходит целая вечность, пока случится что-либо интересное, и лишь наблюдение за ловкими манипуляциями Скотта является компенсацией за высиживание этого нудного фильма». Боб Порфирио отметил, что этот фильм является «попыткой перенести существенные составляющие «Тени сомнения» (1943) Альфреда Хичкока в среду крупного города». Однако, «к сожалению, фильм содержит мало саспенса по сравнению со своим предшественником и движется столь медленно, что даже резкое ускорение темпа с помощью гонки на автомобиле со скрежетом шин не дает нужного результата». По мнению Стаффорда, «фильм увлекателен как сочетание приемов фильма нуар (атмосферическая операторская работа Джеймса Вонга Хоу), психологической темы (введение психиатра-женщины, которая пытается проанализировать личность Мейсона), и не слишком утонченного рассмотрения отношений мужчины и женщины». В частности, фильм проводит мысль, «что женщины предпочитают подобных Мейсону агрессивных мужчин, которые привыкли получать то, что они хотят, порядочным, но обычным парням вроде Банки Тейлора, поклонника Энн подросткового возраста» или порядочного, но робкого профессора Лэнга. В частности, как замечает Стаффорд, эту мысль прекрасно иллюстрирует «абсурдный хэппи-энд, когда застенчивый Лэнг вдруг становится решительным и требует, чтобы Хильда пошла с ним на свидание». Критический оценивший картину Босли Кроутер заключил, что «сценаристы выпустили сюжет из-под контроля», позволив ему «рискованно блуждать настолько близко к скуке, что режиссер был вынужден искать выход в автомобильных гонках с визгом шин и в смерти, которая выступает как последняя отчаянная попытка преодолеть повествовательную анемию». Вместе с тем современные киноведы высоко оценили «затемненную операторскую работу Джеймса Вонга Хоу, особенно в начальной сцене, которая придала картине нуаровый облик». Боб Порфирио также отметил, что «операторская работа Хоу обеспечивает нужный мрачный стиль, особенно, в начальной сцене, когда Ронни сбегает через открытое окно в темную таинственную ночь». Кроутер невысоко оценил и актерскую игру. По его мнению, «помимо того, что исполнители главных ролей вынуждены произносить совершенно невероятные вещи, они слишком очевидно выражают каждое свое намерение». По мнению Стаффорда, «хотя можно сказать, что филь рассказывает историю Хильды, однако именно увлекательная игра Скотта в роли аморального Мейсона доминирует в фильме. Скотту нет равных, когда надо сыграть льстивого обольстителя, что он демонстрирует, начиная с самодовольного выражения лица, когда он наблюдает, как реализуется его зловещий план, до нескрываемого злорадства, когда он следит за тем, как две сестры вступают с ревнивое соперничество за его внимание». Киновед отмечает, что Скотт «идеально демонстрирует елейную сущность своего персонажа», представляющего собой «мужскую версию роковой женщины, столь тесно связанной с фильмами нуар». По словам Шварца, «на Закари Скотта всегда можно рассчитывать, что он даст грамотную игру», когда надо сыграть, по словам Бреннана, «аморального, манипулирующего женского угодника», или, по словам Порфирио, «лощеного негодяя, который зарабатывает на жизнь, охотясь на несчастных женщин». Кини также отмечает, что «этот фильм принадлежит Скотту, который великолепен в роли презренного, но очаровательного мерзавца». Кини также отметил игру Декамп в роли подруги-психиатра Эмерсон, и Беннетта в роли рассеянного профессора, слишком робкого, чтобы добиться очаровательного стенографа».
Раритетный фильм, который можно найти в интернете без русского перевода. Исполнительница главной роли актриса Фэй Эмерсон («Маска Димитриоса», 1944) известна тем, что ее второй муж Эллиотт был сыном президента США Франклина Рузвельта.