Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ОСВОБОЖДЕНИЕ»
(Deliverance)

США, 1972, 109 мин., «Elmer Productions/Warner»
Режиссер и продюсер Джон Бурман, композиторы Эрик Вайсберг и Стив Мандел
В ролях Джон Войт, Берт Рейнольдс, Нед Битти, Ронни Кокс

В Аппалачах, на севере Джорджии, четверо городских парней решают предпринять опасный спуск на каноэ по быстрой горной реке. Дело в том, что она скоро должна исчезнуть в громадном искусственном озере после реконструкции плотины. В первый день путешественникам едва удается избежать смерти от скатившихся со скал камней. Льюис, инициатор поездки, разглагольствует о выживании среди дикой природы и о правилах существования, которые вновь вступят в силу после того, как система и машины потерпят крах. Для него эта перспектива выглядит восхитительной. На следующий день на Эда и Бобби, вышедших на берег, нападают два вооруженных туземца, которые обитают в этих далеких от цивилизации краях. Эда привязывают к дереву, а Бобби избивают и насилуют. Подоспевший Льюис бесшумно подбирается к туземцу и пронзает его копьем. Его товарищ бросается бежать. После обсуждения случившегося с последним участником экспедиции Дрю, сторонником предупредить полицию, они решают закопать труп туземца и отправиться дальше. Во время спуска через пороги Дрю выпадает из каноэ без спасательного жилета и исчезает в водовороте горной реки. Две другие лодки врезаются в скалы, и Льюис получает открытый перелом ноги. Он считает, что Дрю, если ему и удалось выбраться на берег, убил второй убежавший туземец. В это время Эд поднимается на скалу и стреляет из лука в простого охотника, принимая его за следящего за ними туземца. Эд и Бобби кладут его труп в реку, придавив огромным камнем. Вскоре они обнаруживают изуродованный труп Дрю и также топят его в бурной реке. В конце концов, трое оставшихся в живых путешественников прибывают в городок Энтри. Эд и Бобби рассказывают шерифу свою версию событий, которые с ними случились. Льюис, лежащий с переломанной ногой, говорит, что ничего не помнит. Шериф далеко не глуп, но он не может ничего доказать. Он советует искателям приключений больше никогда не возвращаться в эти края. Возвратившегося к детям и жене Эда теперь постоянно мучают ночные кошмары…
Один из лучших фильмов семидесятых годов, наряду с картиной «Охотник на оленей» (1978) Майкла Чимино, где гармонично сплелись крайне напряженный фильм «action» и философская притча, наполненная сомнениями и двусмысленностью. Под экологическим углом зрения, который трансформируется в кровавый кошмар, Бурман показал примитивную жизнь, как форму умственной регрессии, чрезвычайно опасной и приводящей к трагедии. Современный человек должен принимать цивилизацию, несмотря на то, что ее основы часто кажутся ему сомнительными. Первобытность, дремлющая в человеке до поры до времени и периодически проявляющая себя в форме ностальгии по Эдему, не имеет ни единого шанса удовлетворить себя в настоящем мире, выливаясь в настоящий ужас. Коренные жители Аппалачей, живущие без загрязнения окружающей среды и технического прогресса, доживают последние дни, и было бы абсурдом сожалеть о том, когда они пройдут. Интересно, что картина снималась именно в тех местах, о которых в картине идет речь, а также в хронологическом порядке развития событий. Во время съемок сплава по бурной реке Берт Рейнольдс сломал копчик. Также режиссер предложил одну из ролей Ли Марвину. Первоначально в режиссерское кресло должен был сесть Сэм Пекинпа, но когда правами завладел Джон Бурман, Пекинпа отправился снимать свой фильм «Соломенные псы» (1971). Единственный из четверки главных актеров, только Нед Битти (это его дебютный фильм) раньше плавал на каноэ, остальные научились этому во время съемок. Интересно, что на следующий год после выхода картины в прокат на реке Chattooga, где проходили съемки, утонул 31 человек, пытавшийся сплавиться на каноэ как раз в тех местах, где снимался фильм. Только Ронни Кокс и Нед Битти имели за своими плечами театральный опыт, больше никто из основных актеров к театру отношения не имел. Дональд Сазерленд отказался от роли в фильме из-за его насыщенности насилием, о чем потом горько сожалел. Чарльтон Хестон сам отказался от роли, так как уже подписал контракт на съемках в картине «Антоний и Клеопатра» (1972). Продюсеры и цензоры настойчиво уговаривали Джона Бурмана сократить эпизод смерти Билла Маккинни, но тот настоял на своем. Кость, торчащая из ноги Берта Рейнольдса, в действительности принадлежала ягненку. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую режиссуру, монтаж и как лучший фильм года. На премию «BAFTA» картина номинировалась за лучшую операторскую работу Вилмоса Зигмонда, монтаж и музыкальное сопровождение. Также картина получила номинации на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, как лучшая картина, за лучшего актера (Джон Войт), песню «Dueling Banjos» и сценарий. В 2008 году картина была внесена на хранение в медиатеку при Конгрессе США. Чтобы снизить себестоимость картины, она не была застрахована, и актеры сами выполняли все трюки: например, Джон Войт самостоятельно взбирался на гору. А в качестве крестьян снимались настоящие местные жители. В конце фильма в качестве шерифа появился автор самого романа и сценария Джеймс Дикей. Джон Бурман хотел снять в роли Льюиса сначала Марлона Брандо, а затем Джеймса Стюарта и Генри Фонду. Но ветераны отклоняли это предложение, узнав о предстоящих сложных съемках. Тогда роль отошла к более молодому Берту Рейнольдсу. Бюджет картины составил 2 миллиона долларов.