История оперной певицы, волновавшей умы начала девятнадцатого
века-Марии Малибран. Воссоздан образ женщины-мифа, художника, дивы, звезды
в сменяющихся великолепных обличиях…
Мария Малибран (1808-1836)-испанская певица (колоратурное меццо-сопрано),
легенда мирового оперного искусства. Родилась в музыкальной семье: отец-композитор,
певец-тенор и педагог Мануэль дель Популо Висенте Гарсиа (Россини написал
для него партию графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике»), мать-оперное
сопрано Хоакина Ситчес Брионес, сестра-меццо-сопрано Полина Виардо, брат-баритон
и педагог Мануэль Висенте Гарсиа. С 1811 года семья поселилась в Неаполе.
Мария впервые выступила на сцене вместе с родителями в шестилетнем возрасте.
Училась музыке и пению у отца. В 1815 году семья переселилась в Париж, затем
в Лондон. Мария училась в монастырском колледже в Хаммерсмите под Лондоном,
который закончила в 1824 году, владея пятью языками. Вторично дебютировала
на сцене Королевского Лондонского театра в роли Розины в «Севильском цирюльнике»
(1825). Когда примадонна Джудитта Паста не смогла выступать по состоянию
здоровья, Гарсия предложил, чтобы его дочь взяла на себя роль Розины. Публике
очень понравилась молодая меццо, и она продолжала петь эту роль до конца
сезона. Затем с триумфом выступала в Париже, Нью-Йорке, Мехико. Подписала
контракт с Итальянским театром в Париже (1828-34). С блеском выступала в
Милане и Венеции. В 1834 году Малибран переехала в Англию и начала выступать
в Лондоне. В конце мая 1836 года она выступила в «Деве Артуа», автором которой
стал Балфом. Малибран занималась и сочинением, ей принадлежит несколько
песен, в том числе-на слова Марселины Деборд-Вальмор. В 1835 году ей был
представлен Юлиус Бенедикт-немецкий пианист и композитор еврейского происхождения,
в карьере которого она сыграла значительную роль. В сентябре 1836 года Малибран
была в Манчестере, участвовала в музыкальном фестивале в коллегиальной церкви
Королевского театра на Фонтанной улице. Она рухнула на сцене во время выступления
на бис в театре, но настояла на том, чтобы выступить в церкви на следующее
утро. Безвременно скончалась во время представления от ран, полученных при
падении с лошади: она не обратилась к врачу, боясь ампутации сломанной ноги.
Похоронена в Брюсселе. Библиотека Королевской консерватории Брюсселя хранит,
среди прочего, смертельную маску, погребальный отчет доктора Беллуомини
на 4 страницах, а также разрешение Манчестерской церкви на передачу тела
Малибран в Брюссель. В 1831 году она познакомилась с бельгийским композитором
и скрипачом Шарлем де Берио, с которым в ходе совместных гастролей у нее
завязался роман. Малибран рассталась с мужем и при содействии маркиза де
Лафайета в 1836 вышла замуж за Берио. Мендельсон сочинил по этому случаю
свадебную арию. От их брака родился известный впоследствии музыкант и музыкальный
педагог Шарль Вильфрид де Берио. Ею восхищались Россини, Доницетти, Беллини,
Шопен, Мендельсон, Лист, Т. Готье, К. Брюллов. Ей посвящали стихи Мюссе
и Ламартин, ее образ вошел в роман Жорж Санд «Консуэло». О Малибран сняты
фильмы Гвидо Бриньоне (1943), Саша Гитри (1944), Вернера Шретера (1972),
написаны несколько романов. В 2007-08 Чечилия Бартоли дала серию концертов
к 200-летию Малибран. Любая подготовленная ею партия приобретала неповторимый
характер, потому что исполнять роль для Малибран означало прожить ее в музыке
и на сцене. Вот почему стали знаменитыми ее Дездемона, Розина, Семирамида,
Амина.