Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ-ТОКИО»
(Destination Tokyo)

США, 1943, 135 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер и сценарист Делмер Дейвс по Стиву Фишеру
В ролях Кэри Грант, Джон Гарфилд, Алан Хейл, Джон Риджели, Дэйн Кларк, Уорнер Андерсон, Роберт Хаттон

Фильм снят во время Второй мировой войны, и представляет собой хронику рейса американской подлодки U.S.S. Copperfin, направляющейся по секретному заданию к берегам Японии. Миссия субмарины состоит в том, чтобы войти в неохраняемый залив и выгрузить на берегу десантный отряд. Солдаты должны собрать информацию перед запланированной бомбежкой Токио. После получения сведений перед ними встает непосильная задача отхода назад, но их присутствие уже обнаружено японцами…
В канун Рождества подводная лодка USS Copperfin под командованием капитана Кэссиди отправляется из Сан-Франциско с секретной миссией. В море Кэссиди вскрывает запечатанные конверты с заданиями, согласно которым он должен направиться сперва к Алеутским островам, чтобы забрать метеоролога лейтенанта Реймонда, а затем идти в Токийский залив, чтобы получить жизненно важные сведения о прогнозе погоды для предстоящей военно-морской операции «Рейд Дулиттла». Вскоре после принятия на борт метеоролога лодку атакуют два японских гидроплана. Одному из них удается попасть бомбой в лодку, но она не взрывается и застревает под настилом палубы. Оба самолета сбиты, но одному пилоту удается спрыгнуть с парашютом. Когда Майк пытается вытащить его на палубу, японец убивает его. Новобранец Томми Адамс выпускает в пилота пулеметную очередь. Он винит себя в том, что он замешкался и вызывается добровольцем для обезвреживания неразорвавшейся авиабомбы. Кэссиди разглядывает снятый взрыватель и видит на нем клеймо «Сделано в США». Когда Майка хоронят в море, один из матросов, «греко-американец», отсутствует на церемонии, что вызывает неприязнь других членов экипажа. Но он объясняет, что каждая смерть друзей и союзников причиняет ему сильную боль. Тем временем Реймонд, живший до войны в Японии, рассказывает, как военная фракция привела японцев к войне. Наконец подводная лодка выходит к Токийскому заливу, ей приходится прокладывать курс через минные заграждения и противолодочные сети. Воспользовавшись тем, что один из японских крейсеров заходит в бухту, Copperfin незамеченным проскальзывает вслед за ним. Дождавшись ночи, на берег высаживается небольшая группа для наблюдения за погодой. Тем временем на борту лодки у Томми обостряется аппендицит, и судовому медику, не имеющему законченного медицинского образования, приходится проводить операцию, следуя инструкциям из медицинского справочника и пользуясь подручными инструментами. Операция проходит успешно, и корабельный кок «Печенька» Уэнрайт обещает испечь тыквенный пирог для Томми. С берега Реймонд по рации передает собранную информацию на японском языке для того, чтобы в случае радиоперехвата, ввести японцев в заблуждение. Но японцы поднимают тревогу и обыскивают береговую линию. USS Copperfin и группа на берегу остаются незамеченными, и это дает им возможность наблюдать за налетом авиации-Рейдом Дулиттла. После воссоединения Реймонда и его группы с остальной командой, подводная лодка выскальзывает из бухты используя для маскировки шумы выходящего судна. Позже Copperfin торпедирует японский авианосец, получив при этом сильные повреждения от кораблей сопровождения. В отчаянии, после долгих часов уклонений от глубинных атак, Кэссиди атакует еще один корабль, отправляя вражеский эсминец на дно и давая возможность команде благополучно вернуться в Сан-Франциско…
«Курс на Токио» был назван «дедушкой фильмов о подводниках таких как «Идти тихо, идти глубоко» (1958), «Подводная лодка» (1981) и «U-571» (2000)». Warner Bros. позаимствовало Кэри Гранта из Columbla Pictures в обмен на Хэмфри Богарта для съемок в фильме «Сахара». Грант отказался от роли, которую в итоге сыграл Богарт, а Гари Купер отказался от роли капитана подводной лодки, которую в итоге исполнил Грант. «Курс на Токио» был сценарным дебютом Роберта Хаттона. Члены съемочной группы провели время на военно-морской верфи США Mare Island в Вальехо, штат Калифорния, чтобы ознакомиться с бытом и работами на подводных лодках. Техническими советниками фильма были капитан USS Wahoo Дадли Уокер Мортон и член экипажа Энди Леннокс. Подводная лодка, как сообщалось, пропала без вести после завершения съемок, предположительно затопленная японским самолетом в октябре 1943 года при возвращении на базу из патруля в Японском море. Модель USS Copperfin, используемая для съемок, была создана на основе реальных американских подводных лодок, если не считать того, что, чтобы запутать японцев, на ней было установлено разнообразное оборудование и аппаратура, которые использовались на многочисленных типах подводных лодок. Фильм был снят достаточно точно, чтобы использоваться ВМФ в качестве учебного пособия для подводников. Инцидент в фильме, во время которого судовой медик вырезает аппендицит, был основан на реальном событии, произошедшем на подводной лодке USS Seadragon. Часть съемок проходила в районе Португальского Изгиба недалеко от Редондо Бич, Калифорния. Вдохновленный ролью Гранта, семнадцатилетний Тони Кертис подделал подпись своей матери, чтобы поступить на службу в военно-морском флоте Соединенных Штатов в 1943 году. Просясь на службу подводником, он прослужил на борту подводного заправщика USS Proteus. Позже, будучи одной из главных звезд Голливуда, он снялся вместе с Грантом в роли подводника в комедии о Второй мировой войне «Операция нижняя юбка» 1959 года, где Грант командовал вымышленной подлодкой USS Seatiger. При съемках фильма о подводной лодке времен Второй мировой войны «Операция Тихоокеанский регион» 1951 года, экипажу показывают фильм «Курс на Токио». Согласно автобиографии, этот фильм оказал большое влияние на Рональда Рейгана в его решении согласиться на главную роль капитана подводной лодки Второй мировой войны в фильме 1957 года «Hellcats of the Navy». Один из сценаристов фильма, Альберт Мальц, был позже был вызван в Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности на том основании, что некоторые диалоги в «Курс на Токио» отражали симпатии к коммунистам.