Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Преуспевающий врач Жан-Батист Морен спасает парня, который
пытался покончить жизнь самоубийством из-за неудавшейся любви. Доктор уверен,
что вернет пациенту радость жизни. Он даже заключает пари со своей бывшей
женой и ее нынешним супругом. Жан-Батист бьется об заклад, что заставит
юношу радоваться всему на свете. Но тот ведет себя странно и начинает испытывать
чувства к бывшей жене Морена. Пациент так надоедает доктору, что тот готов
подстроить несчастный случай и завершить дело, которое не закончил неудавшийся
самоубийца…
Датский режиссер Хеннинг Карлсен ранее зарекомендовал себя как создатель
социально и политически ангажированных фильмов («Дилемма», «Что с нами?»,
«Боитесь?») или же экспрессионистских по манере экранизаций литературной
классики («Кошки» и «Голод», а гораздо позднее «Пан»-все по произведениям
Кнута Гамсуна). Однако он склонен и к ироническому анализу современных нравов
(«Люди встречаются, и сладкая музыка наполняет сердце», «Нужно уметь разбираться
в музыке», «Счастливый развод»). Последняя из названных лент снята во Франции
и с участием французских актеров, причем по выбору ряда исполнителей заметно
желание Карлсена следовать в русле язвительных притч Луиса Бунюэля, созданных
в начале 70-х годов. Но в «Счастливом разводе», к сожалению, ощущаются мотивы
обычной мелодрамы, да и внешний антураж красивой и обеспеченной жизни на
экране располагает к тому, чтобы воспринимать этот рассказ как лишенное
особого критического заряда свидетельство о действительно счастливом (несмотря
на разные неурядицы) существовании средних буржуа. Преуспевающий врач Жан-Батист
Морен (чуть ли не Жан-Батист Мольер, сочинивший, как известно, «Мнимого
больного») спасает парня, пытавшегося из-за неудачной любви покончить жизнь
самоубийством, и заключает пари со своей бывшей женой и ее нынешним мужем,
что вдобавок вернет этому пациенту желание жить и радоваться всему на свете.
А тот довольно странно ведет себя, вроде бы влюбляется в прежнюю супругу
собственного спасителя и даже успевает надоесть ему, так что врач уже готов
в ответ подстроить несчастный случай во время охоты на кабанов. Своеобразные
«Правила игры» (если вспомнить выдающуюся предвоенную картину Жана Ренуара)
на манер «постреволюционных» 70-х годов, конечно, содержат насмешливый комментарий
по поводу «призрака свободы» (воспользуемся названием фильма Бунюэля, где
за год до «Счастливого развода» снимался Жан Рошфор), которым одержим главный
герой. Он намеренно развелся с женой, чтобы обеспечить свободу себе и ей,
вообще проповедует свободные отношения в жизни, но, как выясняется, испытывает
непреодолимое стремление искусно манипулировать судьбами людей, решая, насколько
они полезны или бесполезны для общества. Хотя при просмотре этой ленты,
взятой в конкурс престижного Каннского кинофестиваля, больше любуешься интерьерами
дома врача, загородными пейзажами и тем, как устраивается охота на кабанов,
удивляешься причудливому поведению несостоявшегося самоубийцы или новой
подруги доктора, подозревая наличие у них нетрадиционных сексуальных наклонностей.
В подобных «буржуазных безумствах» (картина Клода Шаброля с таким симпатичным
заглавием появится год спустя) слишком много «буржуазности».