1885
год. Джонатан Харкер поселяется в замке графа Дракулы, находящемся в центральной
Европе, в качестве библиотекаря. Он намеревается уничтожить графа, поклонника
вампиризма, который распространяется по всему миру. Но вскоре сам Харкер
становится жертвой своего хозяина. Проснувшись, Харкер обнаруживает на
своей шее две ранки. С наступлением темноты он спускается в склеп, где
в гробах спят вампиры. Он собирается воткнуть кол в грудь молодой женщины,
пленницы Дракулы, чью кровь он пьет. Это единственный способ освободить
ее душу. Но женщина вдруг превращается в старуху. В это время просыпается
Дракула и исчезает из своего гроба. Доктор Ван Хельсинг проводит исследования
на тему вампиризма и отправляется на поиски Харкера, о намерениях которого
он знал. Слуга на постоялом дворе показывает ему дневник Харкера. Ван
Хельсинг находит в склепе Харкера, спящего в гробу, и протыкает его колом.
Возвратившись в Лондон, он объявляет Артуру Холмвуду, брату Люси, невесты
Харкера о смерти их общего друга. Неожиданно Люси бледнеет. Однажды утром
ее находят мертвой. На самом деле Люси перешла в мир живых мертвецов.
Она встречает Ван Хельсинга и вешает ему на грудь маленькое распятие.
В благодарность он втыкает ей в грудь кол. Вместе с Холмвудом Ван Хельсинг
преследует графа. В это время Мина, жена Холмвуда, была завлечена в новое
убежище графа. Возвратившись домой не солоно хлебавши, Ван Хельсинг сразу
замечает странное поведение Мины. Он хочет, чтобы она помогла заманить
в ловушку графа Дракулу. Переливание крови на время спасает Мину. Ван
Хельсинг узнает, что гроб Дракулы находится в погребе дома Холмвуда, но
приходит туда слишком поздно. Дракула уводит Мину в свой замок. Артур
Холмвуд и Ван Хельсинг немедленно отправляются туда. Приближается рассвет,
и Ван Хельсинг распахивает занавески на окнах. Лучи солнца наполняют комнату
и превращают вампира в пыль. Мина вскоре выздоравливает…
В период между двумя великолепными экранизациями произведения Мэри Шелли
о Франкенштейне («Проклятие Франкенштейна»,
1957 и «Месть Франкенштейна»,
1958), английская компания «Hammer» и Теренс Фишер атаковали другую культовую
фигуру жанра ужасов-Дракулу. Но и они были не одиноки. В Америке после
«золотого века» компании «Universal» 30-40 годов, Герберт Строк для компании
«American International Pictures» («Кровь
Дракулы», 1958) и Пол Ландрес для студии «United Artists» («Возвращение
Дракулы», 1958) одновременно сняли два фильма, посвященных знаменитому
вампиру. Но превосходство Теренса Фишера над ними очевидно: мало того,
что он еще не раз экранизировал оригинальное произведение Брэма Стокера,
у него был достаточно высокий бюджет. Но самое главное, он использовал
основной козырь фильмов, где кровь является центральным персонажем-цвет.
Значение цвета трудно переоценить: работа стала более достоверной и аккуратной.
Главная новизна цвета состоит в точности и немногословном характере кровавых
сцен, где цвет берет на себя роль повествователя: старуха с грудью, пронзенной
колом, выступающие красные от крови клыки вампиров. Не нужно забывать
и эротический аспект картины, скромный, но достаточно смелый для того
времени. Например, страстное ожидание Люси прихода Дракулы в своей постели.
Страха в картине мало, но зрителя постоянно подстерегают неожиданные сюрпризы,
которые позволяют по-другому взглянуть на вековой миф. Кристофер Ли в
роли Дракулы выглядит расчетливым, убедительным, близким к оригиналу Стокера.
Он в полной мере использует свой рост и долговязую фигуру. Хотя, без сомнения,
ему не хватает некой искры безумия и страсти, которая была, например,
в более рискованном исполнении Дракулы Джеком
Палансом в фильме «Дракула» (1973, режиссер
Дэн Кертис). По общему мнению,
Дракула в интерпретации «Hammer» и Теренса Фишера получился менее значительным,
чем их же Франкенштейн. Что касается Фишера, то он продолжил снимать фильмы
о Дракуле, обращая еще больше внимания на оригинальность и суровость постановки,
а также подбор актеров. Добавляя живописности главным героям и оттачивая
второстепенных персонажей. Но если взять все его работы о Дракуле, становится
очевидным, что Франкенштейн удался ему лучше. Это был один из первых фильмов,
который влил свежую кровь в жанр ужасов, находившийся на закате. В актив
фильма нужно занести насыщенность сценария и сдержанность постановки.
Долгий пролог, когда зритель терпеливо ждет появление монстра. В середине
повествования Дракула появляется. Никакой напыщенности, никакого повышения
гемоглобина в крови, никакой улыбки. Теренс Фишер своей магией, настолько
утонченной, насколько и эффективной, создал новый эстетический альянс
поэзии и ужаса, сделавший этот фильм почти шедевром в своем жанре. В прокате
США картина называлась «Ужас Дракулы», чтобы ее не путали с версией 1931
года, которая до сих пор демонстрировалась в кинотеатрах. Кристофер Ли
жаловался, что в линзах, которые он носил в кульминационных сценах, он
просто практически ничего не видел. За весь фильм Ли произносит всего
13 фраз и только обращаясь к Джонатану Харкеру. Бюджет картины составил
81 тысячу фунтов стерлингов.