Бизнесмен
Дэвид Манн спокойно едет по практически пустой горной извилистой дороге
в автомобиле, предоставленном ему компанией, и тут его начинает терроризировать
громадный бензовоз, рычащий и воняющий выхлопными газами. Завязывается
что-то вроде игры в кошки-мышки, которая поначалу кажется безобидной шуткой.
Манн, уверенный, что может легко уйти от преследования на своей более
скоростной машине, ведет себя беспечно. К его удивлению грузовик действует
все более агрессивно и наконец сталкивает машину Манна с дороги. В конце
концов, после гонки по склону холма, Манн направляет свою машину прямо
на грузовик, выпрыгивает из нее и наблюдает за тем, как грузовик сваливается
с обрыва. Он пляшет от радости, видя, что его враг повержен. Но за его
рулем, оказывается, не было водителя. Манн молча смотрит на то, как тормозная
жидкость вытекает из разбитого бензовоза, как кровь из раны чудовища…
Это третий телевизионный фильм 24-летнего Стивена Спилберга, снятый им
при бюджете в 450 тысяч долларов. Он содержит только 50 строчек диалогов,
да и то потому, что продюсеры не согласились с первоначальным намерением
Спилберга сделать полнометражный немой фильм. В фильме почти нет диалогов,
поэтому зрителям предоставляется широкая возможность порассуждать о том,
почему водитель грузовика (если он был) повел себя таким образом. Дэвид
Манн-типичный американец из нижней прослойки среднего класса, живущий
изолированной жизнью обитателя пригорода. Люди этого круга совершенно
не подготовлены к чрезвычайным происшествиям подобного рода, так как самая
большая неприятная неожиданность, которая может с ними приключиться-это
поломка телевизора. Поместив своего героя в чрезвычайную ситуацию, режиссер
исследует его душевные ресурсы и реакцию: от смятения и ужаса до гнева,
растерянности и, наконец, твердого желания нанести ответный удар. Так,
под воздействием критических условий, заурядность оборачивается находчивостью
и смелостью. И вот Дэвид вынужден сражаться в чуждой обстановке с неведомым
и непонятным врагом. Здесь прослеживается еще один классический мотив:
герой, чтобы выжить, возвращается к позабытым первобытным инстинктам.
В конце фильма Дэвид, как пещерный человек после битвы, сидит, размышляя
на фоне заката, над трупом своего поверженного врага. Несмотря на мистический
финал, картина производит впечатление истории, подсмотренной в реальной
жизни. По крайней мере, автор сценария Ричард Матесон утверждал, что так
оно и было на самом деле. Спилберг доказал умение на пустом месте создавать
мощное психологическое напряжение. Фильм отражает глобальную точку зрения
о большей жестокости мира механизмов, особенно автомобилей. Машина, наделенная
большей силой и возможностями, чем человек, обладает такими же пороками,
которые в этом случае становятся еще более опасными: агрессивностью, злопамятностью,
злорадством. На эту автоматизированную и автомобилизированную цивилизацию
Спилберг бросил взгляд более ироничный и более саркастичный, сравнимый
только с тем, который он показал в картине «Шугарлендский экспресс» (1974).
На передних фарах грузовика было 17 повреждений. Впоследствии некоторые
моменты фильма использовались в телефильме «The Incredible Hulk: Never
Give a Trucker an Even Break» (1978). Узнав о том, что плагиаторов нельзя
преследовать в судебном порядке, так как правами на оба фильма владела
одна студия, Спилберг потом всегда настаивал на включении в свой контракт
пункта, запрещающего использовать фрагменты его фильмов без разрешения.
Картина была снята за 13 дней. После этого за Спилбергом закрепилась репутация
быстро работающего режиссера. Все съемки проходили в естественных условиях.
Когда актер Кэрри Лофтин, играющий водителя грузовика, спросил Спилберга,
в чем смысл его преследования машины героя, Спилберг ответил: «Вы грязный,
гнилой, отвратительный сукин сын!». На что Лофтин улыбнулся и ответил:
«Вы пригласили правильного человека!». Деннис Уивер получил свою роль
Дэвида Манна после того, как Спилберг увидел его в картине «Прикосновение
зла» (1958). Несмотря на то, что Спилберг хотел пригласить именно
Уивера с самого начала, актер согласился и подписал контракт только накануне
вечером первого дня съемок. Интересно, что в Европе этот телефильм имел
театральный прокат. Самым страшным аспектом сюжета Спилберг назвал то,
что водитель грузовика так никогда и не будет увиден. Историю предложила
в 1971 году Спилбергу его секретарша, прочитавшая рассказ Ричарда Матесона
в журнале «Плейбой». Из-за маленького бюджета картины эпизод падения грузовика
с утеса можно было снять лишь с одного дубля. Денег на второй грузовик
в бюджете предусмотрено не было. Другие фильмы, разрабатывавшие этот сюжет:
«Машина» (1977) Эллиота Сильверштейна и «Кристина»
(1983) Джона Карпентера.
Фильм получил одобрение критиков и завоевал множество призов и наград,
в частности Гран-при на кинофестивале в Аворьязе.
Также картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучший телевизионный
фильм.