
















По широкой, полноводной, величественной в своем покое реке
плывет большая лодка, до краев наполненная беженцами. Они пересекают водный
простор, разделяющий два государства, когда-то бывших единым целым: Восточную
Бенгалию и Западную Бенгалию, Бангладеш и Индию. На этой лодке знакомятся
двое симпатичных и одинаково пылких человека: юноша и девушка-Начикета и
Субанарекха. Имя юноши в честь героя старинной народной легенды-мальчика,
отказавшегося от богатства ради знания. А имя девушки созвучно имени главной
героини из лучшего фильма Ритвика Гхатака. Много раз этим двоим придется
расставаться и встречаться вновь. Общаясь, рассуждая, работая, смеясь, танцуя,
ссорясь, они постепенно все ближе узнают друг друга и влюбляются…
Но, как это ни странно, фильм не о любви. Начикета и Субанарекха здесь нужны
и в качестве символов, и в качестве главной движущей силы развития истории.
Само же повествование, в строгом смысле этого слова, отсутствует. Истории
как таковой нет. Есть только ряд фрагментов, сцен, пейзажей и обстоятельств
между которыми главные герои движутся почти в произвольном порядке. Документальные
кадры сочетаются с художественными. А реалистичный стиль с символизмом и
модернизмом. Во многом подача материала в «Имени реки» заставляет вспомнить
другое не менее странное индийское кино: «Тайну Женщины» М. Ф. Хуссейна.
Обе картины сплошь состоят из метафор, аллегорий, аллюзий, символов, знаков,
множества отсылок к религиозно-эпическим сказания и классическим литературным
произведениям Индии. Только у Хуссейна фильм был целиком снят в павильонах
студии, а у Анупа Сингха на натуре, на широких просторах Бенгалии. Камера
запечатлеет и обветшалый, но все еще хранящий следы былого великолепия старинный
дворец, широкую полноводную реку, пустынные берега, грохочущие автострады,
леса и горы. Мирный плеск волн сменяется шумом городских улиц. Герои сидят
у корней исполинских раскидистых баньянов, блуждают в лесной чаще и вглядываются
в клубящийся на склоне горы туман. Религиозные гимны сменяются народными
песнями, отрывки из «Рамаяны» и «Шакунталы»-английской поэзией. Весь фильм-это
дань уважения Ритвику Гхатаку и его творчеству. Этот замечательный представитель
«бенгальской новой волны» сам когда-то был беженцем из Бангладеша. У него
нет призов международных фестивалей и даже на своей родине долгое время
не было должного признания. Лишь спустя несколько десятилетий, уже после
своей смерти он получил статус культового бенгальского режиссера. Его творчество
изучают, его фильмами восхищаются и причисляют к бенгальской киноклассике,
ставя его в один ряд с Сатьяджитом Реем и Мриналом Сеном. Начикета и Субанарекха
встречают на своем пути родную 76-летнюю сестру-близнеца Ритвика и двух
бывших актрис, снимавшихся в его фильмах. Они расскажут об особенностях
жизни, характера и творческого метода Гхатака. Неоднократно будут прямо
или символически возникать отсылки ко всем его лучшим фильмам: «Река по
имени Титаш», «Субанарекха», «Немеханическое», «Ми-бемоль», «Звезда за темной
тучей». Самыми значительными интересными и многогранными символами, наиболее
часто встречающимися как у самого Гхатака, так и в «Имени реки» являются
река и дом. Река-это образ широкой глубокой и до конца так и не изученной
бенгальской культуры. Это граница между Восточной и Западной Бенгалией.
Река-это сама жизнь, которая постоянно течет, постоянно меняется. Она то,
что вдохновляет, то, что может разделять и объединять, то, что может давать
пищу и жизнь, и то, что может ее легко отнять в порыве погодного каприза.
Если река очень часто попадет под объектив камеры, то зрительного образа
дома так и не будет показано. Он здесь скорее понятие, представление о котором
хранится в уме и сердце человеческом. Дом как заветная цель беженцев, лишившихся
отчего крова. Как символ заветной мечты и сокровенной надежды. Он как воплощение
единой страны, как отчизна общая для всех бенгальцев. Как метафора покоя,
защищенности, надежного пристанища в этой жизни. Свой дом-это, то, что нужно
любой женщине. И только странники и художники могут оставаться без постоянного
жилья. Им не нужны одни и те же постоянные стены. Они свободны от рождения
и потому вольно могут перемещаться с места на место, не обращая внимания
условности границ.