Двое италийских бродяг, Оттоне и Савио, оказываются занесенными
на греческий берег, где они успешно притворяются потерпевшими кораблекрушение.
На «бедолаг» натыкаются ищущие укромный уголок Парис и Елена и приводят
их во дворец Менелая, где «спасенные» начинают активно вешать лапшу на уши
его обитателям. Тем временем, Парис с Еленой бегут в Трою, а парочка проходимцев
оказывается разоблачена хитроумным Одиссеем. Оттоне и Савио ничего не остается,
как бежать вслед за своими «спасителями», тем более, что Оттоне уже успел
вкусить прелестей Елены, и не прочь повторить. Да и его приятель не собирается
от него отставать в любовных приключениях…
Елена Прекрасная (Троянская, Спартанская)-в древнегреческой мифологии прекраснейшая
из женщин. По Ликофрону, Мойры определили ей иметь пять мужей. Первоначально
Елена-дорийское божество плодородия, пользовавшееся культовым почитанием
в Спарте и в историческую эпоху. Встречается также в русских сказках. Согласно
наиболее распространенным мифам, отображенным еще в «Илиаде» и «Одиссее»
Гомера, была дочерью Зевса и Леды, жены спартанского царя Тиндарея. Зевс,
прельщенный красотой Леды, превратился в лебедя и овладел ею. Ночью в покои
Леды вошел и законный супруг Тиндарей. В результате у женщины родилось двое
сыновей (Кастор и Полидевк) и две дочери (Елена и Клитемнестра). Кастор
и Клитемнестра были детьми спартанского царя, в то время как Полидевк и
Елена-олимпийского бога. Забеременев от Зевса в форме лебедя, Леда родила
яйцо, из которого вылупились ее дети. Согласно Еврипиду, Елена была третьей
дочерью Леды после Фебы и Клитемнестры; данная версия не противоречит предыдущей,
так как у Леды, до рождения двух пар близнецов, могла быть еще одна дочь.
Согласно другой версии, Зевс воспылал любовью не к Леде, а к богине возмездия
Немезиде. Пытаясь убежать от верховного бога, богиня постоянно меняла обличье.
Когда она приняла вид гусыни, Зевс превратился в лебедя, настиг ее и овладел
ею. Вскоре она снесла яйцо, которое, по одной версии, нашел пастух и отнес
Леде, по другой-отдал спартанской царице Гермес. Леда положила находку в
ларец, а когда из него вылупились Елена с братьями и сестрой, воспитывала
их как своих родных. Согласно древнегреческому писателю и географу II века
н. э. Павсанию, остатки этого яйца хранились в храме Левкиппид в Спарте.
Согласно третьей версии, изложенной Гесиодом, матерью Елены была одна из
океанид. Елену, когда она была ребенком, похитили овдовевшие Пирифой и Тесей.
Друзья в своей гордыне зашли так далеко, что решили во что бы то ни стало
сделать своими женами дочерей Зевса. Сначала они отправились в Лакедемон.
Уличив подходящий момент, они выкрали десяти или двенадцатилетнюю Елену,
когда та находилась в храме Артемиды и отвезли в Афины. По пути они бросили
жребий, дав перед этим друг другу клятву, что похищенная девочка достанется
в жены победителю. В то же время победитель заранее обещал оказать проигравшему
максимальное содействие в поисках и похищении другой женщины. Победный жребий
выпал Тесею, и он сделал Елену своей женой. Афиняне были возмущены таким
поступком своего царя. Тогда Тесей отвез свою жену-невольницу в один из
городов Аттики Афидны, приставив к ней свою мать Эфру. В исполнение клятвы,
данной Пирифою, Тесей был вынужден сопровождать друга, решившего похитить,
по одной версии-богиню подземного царства Персефону, по другой-дочь царя
Эпира с тем же именем. Поход Тесея с Пирифоем оказался неудачным. Оба друга
попали в плен (к Аиду или эпирскому царю). В это время Кастор и Полидевк
пришли в Аттику, захватили и разрушили Афидны, освободили сестру и заодно
пленили мать Тесея Эфру, сделав ее рабыней Елены. По более распространенной
версии, спартанская царица осталась девственницей, по другой, менее популярной,
на момент освобождения была беременной. По пути в Лакедемон, в Аргосе, Елена
родила дочь Ифигению. В честь этого события Елена посвятила храм богине-родовспомогательнице
Илифии, а саму дочь отдала на воспитание своей сестре Клитемнестре, ставшей
к тому времени царицей Микен, после чего вышла замуж. К Елене, известной
на всю Элладу своею красотой и знатностью происхождения, приехали свататься
десятки царей и знаменитых воинов со всей Эллады. Гесиод приводит 12 имен,
Аполлодор-31, Гигин-37. Тиндарей оказался перед сложным выбором. Из нескольких
десятков знаменитых воинов, царей, сыновей богов спартанский царь мог получить
одного друга, который станет мужем Елены, и несколько десятков рассерженных
врагов. Среди множества женихов был и Одиссей. Оценивая свои шансы близкими
к нулю, он предложил Тиндарею решить проблему, с условием помощи последнего
в его сватовстве к Пенелопе. Спартанский царь с радостью согласился. Тогда
Одиссей предложил связать всех потенциальных мужей Елены клятвой. Все кандидаты
обязались признать будущего мужа Елены и, что главное, прийти ему на помощь
в случае опасности и обиды. После торжественного обещания то ли Елена сама
выбрала Менелая, то ли Тиндарей выбрал для своей приемной дочери оного.
У них родились дочь Гермиона и сын Никострат. В то время, как Елена жила
в Спарте, на Олимпе и в окрестностях Трои разыгрались события, которые повлияли
на дальнейшую жизнь спартанской принцессы и всей Эллады. Богиня раздора
Эрида подбросила Гере, Афине и Афродите яблоко раздора с надписью «Прекраснейшей».
Тотчас между тремя красавицами разгорелся спор о том, кому обладать яблоком,
и Зевс назначил судьей простого смертного-троянского царевича Париса. Каждая
из претенденток, желая победить, попыталась подкупить судью благами, недостижимыми
для обычных людей. Гера пообещала сделать его самым могущественным царем,
Афина-прославленным героем, а богиня любви Афродита обещала помочь получить
в жены любую женщину, какую он пожелает. Последняя и получила оспариваемое
яблоко. Через некоторое время Парис приплыл в Грецию, где воспользовался
гостеприимством Менелая. Афродита велела своему сыну Эроту пронзить сердце
Елены стрелой любви. После того, как это было сделано, Елена воспылала любовью
к Парису. Через несколько дней хозяину пришлось отправиться на Крит на похороны
своего деда по материнской линии Катрея. Воспользовавшись отъездом Менелая,
Парис похитил Елену и отплыл из Спарты. Неверная супруга захватила с собой
большую часть имущества, но оставила дома девятилетнюю дочь. Похищение Елены
Парисом послужило поводом к троянской войне. Согласно Ликофрону, Елена была
похищена с побережья у Гифия, когда приносила жертву Фисадам и Бино, согласно
Дарету-у Гелоса, согласно Птолемею Гефестиону-когда она охотилась на горе
Парфений, согласно Драконцию-из храма Афродиты на Кипре. Впервые Елена занималась
любовью с Парисом на острове Краная в Лаконии или на острове Елена (ныне-Макронисос)
у побережья Аттики (Акты), по мнению же Иоанна Цеца-на Саламине. По версии,
восходящей к Стесихору, Гера создала ее призрак, который похитил Парис,
а настоящая Елена была перенесена Гермесом в дом Протея, и следующие 17
лет она провела в Египте. Согласно Гомеру, Елена провела в Трое 20 лет.
После гибели Париса она стала женой Деифоба. Елена узнала Диомеда и Одиссея,
когда они похищали Палладиум из Трои (или только Одиссея). По Еврипиду,
попыталась бежать из Трои, но Деифоб помешал ей. Вызывала героев, сидевших
в троянском коне. По одной из версий, показала со стены факел и предала
Трою. По Вергилию, в ночь взятия Трои пряталась в храме Весты. Менелай выронил
меч, увидев ее обнаженной. Люди хотели побить ее камнями (неясно, кто),
но, увидев ее лицо, уронили камни на землю. Изображена на картине Полигнота
в Дельфах. По предсказанию оракула, плывя из Трои, она выбросила в море
треножник работы Гефеста, который был найден косскими рыбаками и затем попал
к семи мудрецам. По спартанской версии, могила Елены находится в местечке
Ферапна около Спарты. Ее святилище располагается в Спарте, рядом с могилой
Алкмана. По родосской версии, после смерти Менелая Елена была изгнана Никостратом
и Мегапенфом и прибыла на Родос к своей подруге Поликсо, вдове Тлеполема.
Поликсо, желая отомстить Елене за гибель мужа, подослала к ней, когда она
купалась, своих служанок в образе Эриний. Они захватили Елену и повесили
ее на дереве. Поэтому у родосцев есть храм Елены Дендритиды (Древесной).
По другой версии, родосцы лишь побили камнями служанку, которую Менелай
одел в платье Елены. О связи Елены с деревьями упоминает Феокрит. По Птолемею
Гефестиону, на обратном пути из Трои Елена была убита Фетидой, принявшей
облик тюленя, по другой версии его же пера, Менелай и Елена искали Ореста,
и Ифигения принесла их в жертву Артемиде. Согласно Стесихору и кротонцам,
Елена после смерти стала женой Ахилла и поселилась на острове Левка в устье
Дуная. В трагедии Еврипида «Орест» Елена вошла в сонм бессмертных богов,
чему предшествовали драматические события. Орест и его сестра Электра были
приговорены к смерти за то, что убили свою мать Клитемнестру, мстя за смерть
отца. Орест и его друг Пилад решили, раз смерть неизбежна, отомстить Менелаю
и Елене, из-за которых Эллада испытала много горя. Они одолели телохранителей
спартанской принцессы и были готовы совершить убийство, но Аполлон вознес
Елену на Олимп, и она заняла место рядом со своими братьями Диоскурами на
звездном небе. Действующее лицо трагедий Софокла «Похищение Елены», или
«Елена», «Свадьба Елены», Еврипида «Троянки», «Елена» и «Орест», Диогена
и Феодекта «Елена», Сенеки «Троянки», комедий Алексида «Женихи Елены» и
«Похищение Елены». В «Одиссее» Елена после странствий вместе с Менелаем
возвращается в Спарту и живет там. В Древней Греции Елена символизировала
противоположность женским добродетелям-верности, материнству и честности.
Около 415 года до н. э. «отец риторики» Горгий написал «Похвалу Елене».
Целью Горгия было не восстановление справедливости, а создание апологии
(защитной речи), которая бы оправдала Елену в глазах аудитории. Сочинение
было создано в качестве образца для риторического упражнения-«похвалы» или
эпидейктической речи на парадоксальную тему. Таким образом Горгий взял на
себя непростую задачу защиты вымышленного персонажа, чья вина была общепризнанной.
Оправдание Елены должно было стать практической иллюстрацией теоретических
идей автора о силе речи. «Похвала Елене» является в первую очередь похвалой
не дочери Зевса и Леды, от которой по мнению автора ничего не зависело,
но искусству красноречия риторике и силе убеждения слова (логоса). С «Похвалой
Елене» и другим произведением Горгия «Защитой Паламеда» современники связывают
появление жанра риторики эпидейктических речей, которые апеллируют к человеческим
чувствам, вызывают у адресата определенное эмоциональное состояние. После
краткой преамбулы Горгий заявляет о невиновности Елены. Вся его аргументация
без риторических приемов может быть сведена к нескольким тезисам. Горгий
считает, что Елена совершила все то, что ей вменяют в вину, либо: по воле
судьбы, решению богов и в силу рока; будучи насильственно похищена; соблазненная
речами; плененная любовью. Во всех случаях она невиновна. При предопределенности
похищения решением богов она никак не могла ему противостоять. В случае
соблазнения речами виновным является искуситель, а не обманутый. Речь Париса
в данном случае представлена актом «вербального насилия». Любовь в изложении
Горгия-воля Эроса, могущественного бога, которому также невозможно идти
наперекор. С появлением «Похвалы Елене» красноречие и риторика начинают
осознаваться обществом отдельными наукой и искусством, способными занять
место поэзии. В отличие от последней, умению красиво и убедительно говорить
можно научить. В трагедии Гете «Фауст» главный герой с помощью Мефистофеля
отправляется в загробный мир и вызволяет Елену. Генри Лайон Олди в рамках
«Ахейского цикла» посвятили ей грустный рассказ «Она и ее мужчины». Тинторетто
написал картину «Похищение Елены», перенеся действие в XVI век.