Эта история произошла во времена царствования Артаксеркса-правителя
ста двадцати семи областей от Индии до Эфиопии. Однажды царь устроил великий
семидневный пир, посвященный трехлетию своего царствования. Когда развеселилось
от вина его сердце, приказал он своим евнухам привести к нему царицу Астинь.
Но царица отказалась явиться. И тогда царь отказался от жены своей, снял
с нее царское достоинство и выгнал ее. Прошли годы, а когда утих гнев владыки,
он решил жениться вновь и послал гонцов на поиски достойнейшей девицы. Многих
девушек показали царю, но понравилась ему юная Эсфирь-сирота, воспитанная
ее дядей Мардохеем…
Эсфирь-главная героиня одноименной книги Танаха (Ветхого Завета) и событий,
связанных с праздником Пурим. Среди иудеев в древности было распространено
носить два имени-еврейское и языческое, о чем есть свидетельства в Танахе
и других источниках. В Книге Есфири сказано о двух именах воспитанницы Мордехая-Гадасса
и Эстер. Имя Гадасса является женской формой слова «мирт», которое обыкновенно
употребляется в мужском роде. Есфирь (прежде Гадасса) была родственницей,
а потом и приемной дочерью еврея Мардохея, жившего в Сузах и однажды спасшего
жизнь персидскому царю Артаксерксу. Когда царь выбирал себе новую жену,
вместо отвергнутой им гордой царицы Астинь, выбор его пал на Есфирь. Есфирь
была не только красива. Она была тихая, скромная, но энергичная и горячо
преданная своему народу и своей религии женщина. Возвышение иудейки возбудило
зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана-амаликитянина,
пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздраженный
тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить
не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание
указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Есфири,
чтобы она заступилась перед царем за свой народ. Мужественная Есфирь под
страхом потерять свое положение и жизнь, вопреки строгому придворному этикету
явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею
пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Узнав в
чем дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил
было для Мардохея, а в отмену указа об истреблении иудеев разослан был новый
указ: о праве иудеев защищаться и истребить тех, кого они считают своими
врагами и кто нападал на них. В силу этого указа иудеи получили право защищаться
с оружием в руках, восстали и убили множество врагов (около 70 тыс. чел.),
причем и десять сыновей Амана подверглись одной участи со своим отцом. Могила
Есфири и Мардохея, а также храм, посвященный им, находится в городе Хамадан
(древние Экбатаны) в современном Иране. В воспоминание об этом событии у
иудеев был установлен особый праздник Пурим. Эта история описана в Книге
Есфирь, помещенной в русской Библии между Книгами Юдифь и Иова. Она написана
на иврите с включением отдельных персидских и арамейских слов. В подлинном
еврейском тексте ни разу не встречается имени Бога. Историчность книги сомнительна,
но нет убедительных доказательств и обратного. Такие библеисты, как Землер,
видели в книге Есфирь не действительную историю, а своего рода притчу. Тем
не менее, описанные подробности быта и обстановки, самый характер царя,
под которым, по-видимому, подразумевается Ксеркс I (в греческом переводе
Артаксеркс), особенности языка, масса персидских и зендских имен-все это
указывает на источник, живший в то время и в том месте. Имя Ахашверош вполне
соответствует клинописному Хшайярша.
Книга Есфирь-книга, входящая в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого
Завета. Восьмая книга раздела Ктувим еврейской Библии. В Книге Эсфирь рассказывается
о подвиге женщины, спасшей своим самоотвержением и при помощи двоюродного
брата Мардохея еврейский народ от неминуемой гибели из-за происков Амана.
В православных изданиях Библии помещается между книгами Юдифи и Иова. Автор
ее с точностью не известен, традиционно им считается Мардохей (Мордехай)-двоюродный
брат Эсфири (Эстер). Она написана на древнееврейском языке, но с примесью
персидских и арамейских слов. Хотя в еврейском тексте книги ни разу не встречается
имя Бога, она всецело проникнута глубоким религиозным духом. Некоторые исследователи
(Землер и другие) видели в книге Есфирь не действительную историю, а своего
рода притчу или псевдоисторическую повесть; но это мнение опровергается
рядом фактов, в частности, подробным описанием быта и обстановки, характера
персидского царя Артаксеркса, особенностями языка, массой подлинных персидских
и зендских имен. Главной героиней книги является Есфирь-родственница и воспитанница
еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах (Шушан) и однажды спасшего жизнь
царю Артаксерксу (Ахашверошу). Когда перед царем встала проблема выбора
новой жены (вместо отвергнутой им Астини), выбор его пал на Есфирь. Один
из придворных Артаксеркса, Аман-амаликитянин, был крайне раздражен тем,
что Мардохей отказывался склоняться перед ним. Сплетя сеть интриг, Аман
добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа. Узнав об этом,
Мардохей потребовал от Есфири, чтобы та заступилась перед царем за свой
народ. Вопреки строгому придворному этикету, нарушение которого грозило
ей потерей своего положения и самой жизни, девушка явилась к Артаксерксу
без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого
и обратилась к нему с просьбой о защите евреев. Узнав подоплеку интриг Амана,
Артаксеркс приказал повесить его на той же виселице, которую он приготовил
было для Мардохея, а в дополнение указа об истреблении евреев разослан был
новый указ: о праве их противиться исполнению первого (царь объяснил это
невозможностью отмены царского приказа). В силу этого указа евреи с оружием
в руках восстали на защиту своей жизни и уничтожили множество врагов, а
также десятерых сыновей Амана. В воспоминание об этом у евреев был установлен
праздник Пурим. Согласно многим исследователям, при определении времени
написания книги Есфирь необходимо различать первоначальный текст книги и
его окончательную редакцию, вошедшую в канон. Время написания первоначального
текста книги ученые относят от времени правления персидского царя Артаксеркса
(первая половина V века до н. э.) до маккавейского периода (II век до н.
э.). В пользу ранней даты приводят языковые аргументы: значительное количество
персидских и арамейских слов и выражений и отсутствие греческих заимствований.
Ряд западных библеистов отстаивает датировку, согласно которой книга была
написана в начале персидской эпохи. Большинство ученых считают, что окончательную
форму книга получила во II веке до н. э. Многие исследователи считают, что
автор книги принадлежал к еврейской диаспоре. На основании прекрасного знания
автором географии Суз и обычая празднования праздника Пурим, было сделано
предположение, что автор жил в Сузах. Книга Есфирь признавалась не всеми
иудейскими общинами по крайней мере до конца I века н. э., а полемика о
ее каноничности продолжалась и в III веке. Значительной проблемой для сторонников
ранней канонизации книги является тот факт, что книга Есфирь-единственная
из книг еврейской Библии, отсутствующая среди Кумранских рукописей, что
может быть связано с тем, что книга слишком поздно стала известна в Палестине,
если была написана в Персии.